Для авиа- и ракетостроения большой интерес представляют лёгкие и прочные материалы. При изготовлении деталей самолётов вместо металлов всё более широкое применение находят используются полимерные композиты. Однако для некоторых элементов авиадвигателей их прочностные характеристики не достаточны.
В Пермском Политехническом Университете предлагают решить эту проблему с помощью защитного противоударного покрытия на основе полиуреи. Исследование учёных Политеха опубликовано в журнале «Composite Structures». Разработка вносит вклад в обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации, сообщили в пресс-службе университета.
Применение композиционных материалов в составе современной авиационной техники является необходимым условием обеспечения её конкурентоспособности. Однако они обладают низкой сопротивляемостью к высокоскоростному ударному нагружению, вызываемому, например, столкновением с птицами. Учёные Пермского Политеха предложили применять в составе деталей авиационных двигателей из полимерных композиционных материалов защитные покрытия.
Предлагаемый защитный слой представляет собой соединение производных аммиака (алифатических аминов) и изоцианата – основы для производства полиуретана. Толщина покрытия составляет всего 0,3 мм, так что его нанесение не приводит к серьёзному утяжелению конструкции. Покрытие подходит для разных погодных условий: диапазон температур, которые оно способно выдерживать без потери функциональности, лежит в границах от -60 до +250 градусов.
Технология нанесения защитного противоударного покрытия уже прошла апробацию на корпусных деталях авиационных двигателей из ПКМ. Экспериментально установлено, что его применение приводит к повышению баллистического предела исходной конструкции на 18,4% при повышении её массы всего на 6,5%.
На достигнутых результатах исследователи не останавливаются. В ближайших планах у разработчиков усовершенствовать покрытие, добавив в него слои арамидной ткани, заявили в университете.