21 ноября в Московском авиационном институте начала свою работу X Международная неделя авиакосмических технологий. Программа включает в себя дискуссии с экспертами на темы перспективных технологий, научного и промышленного потенциала авиационно-космической отрасли. Мероприятие продлится до 24 ноября, а 22 ноября на пленарной сессии «Авиация: развитие и тренды» свои доклады представили эксперты ПАО «ОАК» и ПАО «Яковлев».
От «Яковлева» выступил заместитель генерального директора по материально-техническому обеспечению, закупкам и логистике Олег Нестеров. Из его презентации следует, что первый полёт полностью импортозамещённого самолёта МС-21 планируется выполнить в 2024 году. Сейчас на этой машине необходимо заместить ещё 36 систем, включая вспомогательную силовую установку, топливные и гидравлические системы. 33 системы уже находятся на стадии испытаний.
Первым полностью импортозамещённым бортом станет опытный экземпляр самолёта с бортовым номером 73057 (заводской МС.0013). Ранее самолёт имел регистрацию 73361. Крыло этой машины изготовлено из российских ПКМ, первоначальная силовая установка – два редукторных ТРДД PW1400G, сейчас на ИАЗ идёт его ремоторизация под двигатели ПД-14. Осенью 2022 года борт летал на сертификацию российского композитного крыла.
Первый полёт самолёт выполнил 25 декабря 2021 года и именно он должен был стать первым коммерческим МС-21 в группе «Аэрофлот». Однако прекращение поставок в Россию иностранных комплектующих привело к необходимости подключить борт к сертификационным полётам по программе импортозамещения, а по завершении программы самолёт перелетел в Иркутск для замены иностранных комплектующих на российские.
Ожидается, что снова в небо он поднимется в апреле 2024 года. Всю лётную часть программы дополнительных сертификационных испытаний предполагается завершить до конца ноября 2024 года, и в декабре планируется оформить одобрение главного изменения на полностью импортозамещённую версию МС-21, что позволит приступить к поставкам серийных самолётов в авиакомпании.