Овербукинг. Как защитить права пассажиров

Фото © пресс-служба S7 Airlines

15 января Западно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что авиакомпания S7 оштрафована на 30 тыс. рублей за отказ в перевозке из-за овербукинга пассажирам, вылетающим из аэропорта Новосибирска.

Овербукинг или перебронирование – это ситуация, когда авиакомпания продаёт на рейс больше билетов, чем имеется количество мест в самолёте. Побудительным мотивом для таких перепродаж авиакомпании объясняют тем, что небольшая часть пассажиров не является на рейс, и некоторое количество кресел может оказаться пустующими. По международной статистике, в среднем на рейс не является до 10-15% пассажиров.

Однако если на рейс приходит больше пассажиров, чем мест в самолёте, то авиакомпании приходится отказывать кому-то в перевозке. Как правило такими оказываются те, кто пришёл на регистрацию одними из последних. В России овербукинг не запрещён, но законодательно не регламентируется. Это значит, что авиакомпании не обязаны выплачивать компенсации пассажирам, которым отказано в посадке на самолёт из-за овербукинга.

В последнее время всё чаще звучат призывы к легализации перепродаж авиабилетов и установлению чётких правил выплаты компенсаций пострадавшим пассажирам. Сторонники легализации утверждают, что это позволит авиакомпаниям снизить цены на билеты и увеличить свою прибыль. Кроме того, они считают, что компенсации пассажирам должны быть справедливыми и соразмерными понесённым неудобствам.

Противники легализации овербукинга утверждают, что это приведёт к увеличению числа случаев отказа в посадке и нарушению прав пассажиров. Они считают, что авиакомпании должны нести ответственность за свои действия вплоть до штрафных санкций.

«Мы выступаем за создание компенсационного механизма, который бы защитил интересы авиапассажира в случае овербукинга. Сейчас он не запрещён, но законодательно не регламентируется, в итоге пассажиры ничего не получают от авиакомпаний. Должны быть чёткие и понятные для всех правила. Мировой опыт показывает, что часто, по согласию сторон, в случае овербукинга пассажиры принимают решение о переносе рейса, так как авиакомпании выплачивают им живые деньги», – полагает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.

Комментируя ситуацию со штрафом, наложенным за овербукинг на авиакомпанию S7, он заявил, что принятие таких правил в интересах российских потребителей: во многих странах пассажир, столкнувшийся с перепродажей авиабилетов, получает компенсацию от 400 до 800 евро плюс ему предоставляется гостиница на время ожидания следующего рейса.

В 2015 году Минтранс предложил соответствующий законопроект, но в итоге отказался от этой инициативы, а документ был сведён к ответственности авиакомпаний за овербукинг и штрафам за его применение. Правительство проект не поддержало и предложило решить проблему через внесение в Воздушный кодекс поправок, которые предусматривали компенсации пассажирам при изменении условий договора по инициативе перевозчика.

Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский считает, что введение овербукинга в России позволит авиакомпаниям вывести эту практику из серой зоны и установить чёткие правила её применения. В сентябре 2023 года он заявил журналистам, что перевозчик совместно с Минтрансом работает над соответствующими проектами нормативных актов.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...