МС-21 – дайджест за декабрь-2022

Фото: © пресс-служба ОАК

В последние годы становится традицией «под ёлочку» рапортовать о выполнении планов, передавать заказчикам новую технику или выпускать на испытания опытные образцы самолётов и авиадвигателей. Декабрь 2022 года не стал в этом плане исключением.

В соответствии с контрактом от 28 июля 2021 года «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта по замене импортных материалов и изделий в конструкции ближне-среднемагистрального самолёта МС-21 на отечественные аналоги», шифр «МС-21 Импортозамещение – 2021-2023», заключённым между Минпромторгом РФ и корпорацией «Иркут», 20 декабря 2022 года завершился очередной этап работ. Как результат – до конца месяца Росавиация должна была выдать одобрения на два главных изменения типовой конструкции МС-21. Но обо всём по порядку.

В течение всего года в ЦАГИ проводились статические испытания планера самолёта МС-21: определялась способность выдерживать нагрузки при грубой посадке – при приземлении с превышением вертикальной скорости. Кроме того, на изолированном стенде кессона крыла из российских композитов была проведена имитация аварийной посадки, подтвердившая, что при превышении предельных нагрузок стойка шасси безопасно отделяется от самолёта.

В ходе финального цикла планер тестировался при различных уровнях нагрузки: эксплуатационном, максимальном расчётном, а также прикладывались нагрузки до разрушения фюзеляжа, т.е., определялась его несущая способность. По итогам испытаний были подтверждены прочностные характеристики самолёта.

* * *

В связи с наращиванием производственных мощностей Иркутского авиационного завода для выпуска среднемагистрального самолёта МС-21, компания «РТ-Энерго» модернизирует систему электроснабжения ИАЗ. Модернизация энергетического хозяйства предусматривает обновление действующей главной понизительной подстанции и техническое перевооружение её источника питания. В рамках технического перевооружения запланирована замена проводника высоковольтных воздушных линий и высоковольтных ячеек.

Проект модернизации энергохозяйства ИАЗ, утверждённый в 2021 году, был существенно доработан, так как требовалось полное импортозамещение оборудования, микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматизированной системы управления оборудованием.

В октябре для оснащения авиационных заводов современным оборудованием Кабмин РФ выделил 15 млрд рублей, которые пойдут на расширение производства самолётов МС-21. Средства предназначены для ГК «Ростех» в том числе для осуществления последующего взноса в уставный капитал ПАО «ОАК», в целях реализации проектов гражданского авиастроения, в частности, для выплаты авансовых платежей по заключённым договорам на приобретение технологического оборудования.

* * *

Самарское АО «Авиакор – авиационный завод» планирует поставлять иллюминаторы для самолётов МС-21 и SSJ-New. Об этом говорится в обновленном перечне инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Самары, сообщило сетевое издание «Информационный портал «Волга Ньюс».

Из документа следует, что проект рассчитан на 2022-2031 годы и потребует инвестиций в 59,13 млн рублей. Планируется, что это будут собственные средства предприятия. Проектная мощность – 11,3 тыс. штук. Уже изготовлена и передана заказчику первая партия иллюминаторов.

Фото: © пресс-служба авиакомпании «Россия»

23 и 27 декабря в рамках начала опытной эксплуатации самолёта МС-21 борт 73054 выполнил рейсы в Нижний Новгород и в Калининград. Лайнер доставил в эти города на новогодние ёлки Деда Мороза и Снегурочку.

Полётом в Нижний Новгород был воссоздан первый рейс, с которого 100 лет назад началась история регулярных пассажирских авиаперевозок в России. Калининград был выбран как центр региона, не имеющего сухопутной границы с другими субъектами РФ.

* * *

В 2022 году на опытном самолёте МС-21-310 (73055) было выполнено более 160 испытательных полётов, лётчики-испытатели ОКБ им. А.С. Яковлева проверили лайнер на различных режимах эксплуатации. Крыло из отечественных ПКМ прошло цикл испытаний в ЦАГИ, которые подтвердили заявленные прочностные параметры. Затем опытный самолёт с российским крылом (борт 73361) успешно выполнил ряд зачётных полётов, в ходе которых проверялись эксплуатационные характеристики машины.

По результатам проведённых работ был переиздан сертификат типа FATA-01010A с добавлением новой модели МС-21-310. 28 декабря в Минпромторге России корпорация «Иркут» получила документы с одобрением главных изменений в типовую конструкцию самолёта МС-21, связанных с установкой двигателя ПД-14, крыла из композиционных материалов отечественного производства и расширения ожидаемых условий эксплуатации самолёта при низких отрицательных температурах.

«Одобрение изменений по отечественному двигателю и крылу – важная веха проекта МС-21 и основа для последующего импортозамещения всех агрегатов самолёта. Часть из них на сегодняшний момент уже проходит стендовые испытания, и в следующем году мы готовы будем начать испытания этих систем в составе самолёта, чтобы к концу 2024 года сертифицировать полностью российский борт и начать серийное производство», – отметил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

* * *

В декабре 2022 года в небо поднимались пять опытных самолётов, шестой, борт 73056, оставался на земле.

Всего выполнено десять полётов общей продолжительностью 23 часа 41 минута.

Планы на ближайшие два года

20 декабря 2023 года завершается третий этап работ по контракту «МС-21 Импортозамещение – 2021-2023». В течение года лётные испытания будет проходить самолёт с заводским номером МС.0012, – это борт 73055, на котором установлен двигатель ПД-14 и частично будут смонтированы отечественные комплектующие. В облике с полностью отечественными комплектующими будет выпущен самолёт с з/н МС.0013 – опытный борт 73361 (находится в Иркутске).

С конца 2023 года начнутся активные полёты на сертификацию для получения главного изменения по самолёту МС-21-310РУС – это будет полностью импортозамещённый самолёт с российским двигателем, российской авионикой, российскими приводами и другими самолётными системами.

Анатолий Гайданский рассказал о планах сертификации и выпуска самолётов МС-21

Таким образом в программе испытаний могут быть задействованы воздушные суда с заводскими номерами МС.0012 (73055) и МС.0013 (73361) – оба по завершении модификации. Самолёт с з/н МС.0001 (73051) будет использоваться в рамках испытаний на молниезащиту, также на нём планируется выполнить около 80 полётов, самолёт МС.0006 (73056) будет использоваться для проведения испытаний на аварийное покидание воздушного судна. Всего опытными самолётами будет выполнено около 230 испытательных полётов.

Борт 73054 будет задействован в подготовке лётчиков-инструкторов авиакомпании «Россия», а также для опытной эксплуатации, во время которой группа «Аэрофлот» совместно с производителем проведут работу над дорожной картой выполнения технического обслуживания в аэропортах потенциальной маршрутной сети новых лайнеров.

К 1 декабря 2024 года программа полётов на сертификацию импортозамещённой версии самолёта должна быть завершена, получить одобрения главного изменения по машине МС-21-310РУС планируется до 25 декабря 2024 года. «Иркут» рассчитывает передать заказчикам первые шесть серийных самолётов МС-21-310 до конца 2024 года. Коммерческие полёты планируется начать в 2025 году.


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...