Действия зарубежных «партнёров», которые поставляли компоненты для строительства самолёта МС-21, задержали его создание на пять-шесть месяцев. Об этом 22 августа заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями партии «Единая Россия».
Он добавил, что работа над МС-21 будет завершена в ближайшее время, и в запланированные сроки машина появится на внутрироссийских маршрутах. Президент уточнил, что к 2030 году МС-21 займёт на рынке узкофюзеляжных самолётов России долю в 57%, оставшиеся 43% будут за иностранной авиатехникой.
В первую очередь президент имел в виду прекращение поставок в конце 2018 года компонентов и материалов для производства композитного крыла самолёта. Однако в сжатые сроки предприятия Росатома освоили выпуск отечественных углеродных нитей, которые отвечают требованиям по прочности и могут быть использованы в силовых конструкциях лайнера. Первый серийный МС-21 с крылом, изготовленным из российских ПКМ, поднимется в небо в декабре текущего года. В ноябре самолёт передадут в цех лётных испытаний.
Вот некоторые контрольные точки на конец лета 2021 года:
- Начало прочностных испытаний крыла из российских ПКМ – июль 2020 г.
- Окончание прочностных испытаний крыла из российских ПКМ – конец 2021 г.
- Получение сертификата типа – до конца 2021 г.
- Поставка первого самолёта заказчику – конец 2021 года.
Сейчас уже известно, что окончания сертификации лайнера и начала поставок в этом году не будет, всё перенесено на 2022 год. Как уже не раз сообщалось, первый МС-21 авиакомпания «Россия» должна получить летом следующего года. Эти сроки 29 августа подтвердил глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в интервью ведущему программы «Москва. Кремль. Путин» Павлу Зарубину на телеканале «Россия-1».
«Новейший российский среднемагистральный авиалайнер МС-21 начнёт выполнять регулярные рейсы уже в 2022 году», – заявил Юрий Слюсарь и добавил, что в следующем году заказчики получат четыре полностью готовых самолёта.
Примерно эти же сроки
Барнаульское сетевое издание «Толк»
У предприятия существует проблема – для того чтобы получить право поставлять шины для отечественных гражданских самолётов, ему нужно провести стендовые испытания шин – это обязательное требование. Но стендов, на которых это можно было бы сделать, в мире только три – в США, Индии и Китае. «Нортек» выходил с инициативой разрешить ему проводить испытания в Азии, и его в этом поддержала корпорация «Иркут», однако предложение столкнулось с нерешаемой проблемой.
«Покрышка должна испытываться на колесном диске, а он имеет гриф секретности. Соответственно, вывезти диск мы не можем. То есть по факту мы имеем отрасль, которая может производить шины, центр компетенций, но не можем его довести до ума из-за того, что упираемся в секретность», – рассказал 5 августа представитель предприятия Владимир Яковлев на стратегической сессии, посвящённой развитию химической отрасли в Алтайском крае.
Он рассказал, что «Нортек» выходил с предложением включить проект по установке стенда в госпрограмму с перспективой размещения его в Барнауле. Сделать это напрямую через предприятие невозможно, так как оно является частным, поэтому предлагается в качестве базы использовать Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Производители направляли обращение президенту Владимиру Путину, но никакого решения пока не принято.
* * *
Минпромторг РФ сообщил, что исходя из опроса авиакомпаний об их потребности в новых самолётах, мощности по производству МС-21 с 2027 года будут недозагружены. По Superjet 100 и Ил-114-300 производственные мощности сбалансированы, а по МС-21 производство будет работать с недозагрузкой. Об этом 26 августа в Волгограде рассказал на выездном заседании правительственной комиссии по транспорту, посвященном развитию малой авиации, замглавы Минпромторга РФ Олег Бочаров.
По его словам, в части обеспечения механизмов субсидирования поставок авиатехники сейчас ожидаются средства под 1,5% из Фонда национального благосостояния. В настоящее время идёт расчёт объёмов финансирования фондом, что позволит лизинговым компаниям оценить необходимый объём привлечённых средств.
В ближайшие три года из ФНБ на софинансирование поставок гражданских самолётов и вертолётов планируется выделить более 200 млрд рублей под 1,5% годовых. По предложению Минфина на средства ФНБ придётся 60% необходимого финансирования, ещё 40% составят внебюджетные источники.
* * *
В августе началась программа сертификационных испытаний лайнера для сбора статистики по нагруженности планера во время взлётов и посадок.
23 августа первый опытный самолёт МС-21 с бортовым номером 73051 перелетел с аэродрома Раменское в Жуковском в Краснодар, откуда на следующий день совершил беспосадочный перелёт в Пермь. 28-31 августа самолёт выполнил перелёты по городам России: Пермь - Минводы - Москва (Шереметьево) - Нижний Новгород - Мурманск - Минводы. К вечеру 31 августа самолёт оставался в аэропорту Минеральных Вод.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2021/08/mc-21-minvody_landing-73051.jpg)
Статистика по нагруженности планера необходима для определения предельного срока службы самолёта. Для её сбора проводятся испытания на эксплуатационную надёжность. Эти испытания необходимы для определения нагрузок на элементы конструкции планера в полёте, при взлёте и посадке, при этом собираются статистические данные повторяемости угловых скоростей вращения самолёта, темпов отклонения рулей, перегрузок в центре тяжёсти, вибраций и других параметров. Исследуется работа агрегатов лайнера и его силовой установки.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2021/08/mc-21-svo-sheremetevo.jpg)
Фото © Саид Аминов
Налёт самолётов, предназначенных для испытаний на эксплуатационную надёжность, должен значительно превышать налёт остального парка самолётов. Поэтому для данного вида испытаний был выбран именно первый опытный борт – он самый «старый», летает уже четыре года. Его выкатка состоялась в июне-2016, а первый полёт этот экземпляр выполнил 28 мая 2017 года.
* * *
Полёты опытных самолётов МС-21 в августе 2021 года | ||
Борт 73051 дата/длит. |
Борт 73053 дата/длит. |
Борт 73054 дата/длит. |
Август-2021 | ||
02 / 3:29 | ||
03 / 2:08 | ||
04 / 3:56 | 04 / 4:35 | |
05 / 1:57 | 05 / 1:45 | |
06 / 3:40 | 06 / 4:26 | |
09 / 0:44 | ||
10 / 3:07 | 10 / 3:50 | |
11 / 0:32 | 11 / 3:37 | |
12 / 3:31 | 12 / 4:27 | |
13 / 3:34 | ||
16 / 3:27 | ||
17 / 2:45 | ||
18 / 3:27 | 18 / 3:18 | |
19 / 3:32 | ||
20 / 3:54 | ||
23 / 1:59 | ||
24 / 2:38 | 24 / 4:31 | |
28 / 2:58, 1:16 | ||
29 / 2:57, 0:42 | ||
30 / 2:37, 2:05 | ||
31 / 4:12 | 31 / 2:18 | |
12 полётов 1871 минута 31 ч. 11 мин. |
11 полётов 1547 минут 25 ч. 47 мин. |
10 полётов 2236 минут 37 ч. 16 мин. |
Примечание: использованы данные онлайн-сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24.com |
В августе в небо поднимались три опытных самолёта МС-21 — 73051, 73053, 73054. Опытный борт 73056 полёты не выполнял. По данным Flightradar24, всего было выполнено 33 полёта общей продолжительностью 94 часа 14 минут. Данные по самолёту МС-21-310 с бортовым номером 73055 в систему FR24 не передаются и в итогах не учитываются.