7 апреля в Архангельске завершились сертификационные испытания МС-21 в условиях естественного обледенения.
С 24 марта по 6 апреля лайнер б/н 73051 выполнял полёты с наращиванием слоя льда толщиной до восьми сантиметров. В ходе испытаний самолёт совершил 14 полётов продолжительностью от 3 до 5 часов над побережьем Белого моря, Печорской губой Баренцева моря, южнее Новой Земли, а также в районе Приполярного Урала. В некоторые дни самолёт выполнял по два вылета.
Сложные метеоусловия крайнего Севера идеально подходят для проверки самолёта на обледенение. Над Белым и Баренцевым морями в это время года держится стабильная многослойная облачность и существует высокая вероятность образования льда на кромках крыла, стабилизатора и вертикального оперения. Результаты выполненных полётов подтвердили лётные характеристики даже при слое льда толщиной 76 миллиметров.
«Программа испытаний выполнена полностью. Предварительные результаты испытаний показали, что самолёт МС-21-300 в части обледенения соответствует российским и европейским авиационным нормам», - сообщили в корпорации «Иркут».
Также в апреле стало известно, что в Жуковском прошли испытания самолёта на соответствие по шуму на местности.
Программа испытаний МС-21 по шуму предусматривает проведение значительного числа полётов, в каждом из которых выполняется серия проходов над микрофонами на различных высотах во взлётных и посадочных конфигурациях при различных режимах работы двигателя.
В 2018 году проходили предварительные испытания МС-21-300 по шуму на местности. Полученные тогда результаты показали, что характеристики шума нового лайнера имеют существенный запас по отношению к действующим нормам.
Однако два года назад испытания велись при взлётной массе существенно меньшей, чем заявлена на сертификацию. Конструкция самолёта также существенно отличалась от типовой. При таких отличиях невозможно точно рассчитать изменение акустических характеристик. Поэтому для сертификации воздушного судна потребовалась новая программа испытаний, которая позволит получить характеристики шума на местности самолёта МС-21-300 типовой конструкции.
Сертификационные испытания лайнера проходят не только в воздухе, но и на земле. На аэродроме Раменское с участием лаборатории ЛИИ им. Громова проведены испытания МС-21 на молниезащиту.
Как сообщили в корпорации «Иркут», для проведения данного вида испытаний на самолёте частично демонтировано бортовое оборудование, обеспечен доступ к бортовым кабельным сетям. В ходе испытаний самолёт подвергается воздействию импульсов тока, имитирующих удар молнии (напряжение – до 10 кВ, сила тока – до 5 кА). Специальная аппаратура измеряет параметры наведённого электричества в кабельных сетях, что позволяет оценить уровень защиты систем самолёта от электрического искрового разряда в атмосфере. Выполнено более 60% работ.
Также проведены испытания антенно-фидерных устройств радиосвязного оборудования. В ходе испытаний проверена работа радиостанций МВ, ДКМВ диапазонов, радиостанций спутниковой связи SATCOM. Оценена работа органов управления систем радиосвязного оборудования.
К апрелю 2021 года на лайнере МС-21 проведён большой комплекс лётных испытаний, во время которых выполнялись многочасовые полёты с выполнением многофункционального тестирования систем самолёта. Как сообщили в одном из выпусков «
* * *
Торговые ограничения, вводимые со стороны США, оказывают влияние на темпы реализации программы МС-21-300. В первую очередь это коснулось поставки материалов для производства композитного крыла. Также негативное влияние на сроки реализации программы оказали новые правила на получение экспортных лицензий для зарубежных партнёров программы, сообщили в ОАК.
Получение российского сертификата типа на МС-21-300 запланировано на конец 2021 года. Авиакомпании получат первые самолёты в 2022 году.
О том, что начало поставок МС-21 сдвигается на 2022 год, в январе текущего года сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров. В эфире YouTube-канала «Соловьев Live» министр, рассказывая о планах производства самолётов МС-21 на ближайшие годы, добавил, что в конце следующего года, после того, как будет получен сертификат типа на самолёт, начнутся его первые поставки.
В середине апреля перенос начала поставок самолёта подтвердили и в Ростехе: «Ранее сообщалось, что авиакомпании начнут получать первые серийные МС-21 в 2022 году. Эти планы остаются в силе».
При этом, 26 ноября 2020 г. Денис Мантуров говорил о планах сертифицировать МС-21 и начать поставки в авиакомпании в конце 2021 года: «Мы надеемся это сделать до конца следующего года, исходя из всех тех вызовов, которые мы получили в текущем году. В первую очередь сдвижка вправо связана с тем, что были введены ограничения зарубежными властями в части работы предприятий по поставке компонентов и по ограничениям перелётов специалистов, которые участвовали в испытательных полётах, и в наладке оборудования, которое используется для производства этого самолёта», - рассказал министр в интервью ТАСС.
* * *
К сожалению, чиновники и топ-менеджеры в своих интервью и комментариях не всегда бывают последовательны в высказываниях по текущему состоянию программы МС-21. В подтверждение приведём ещё один пример расхождения в сроках теперь уже в заявлениях главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова.
26 апреля в интервью программе «Вести» он сказал, что установка первого крыла, изготовленного из российских ПКМ, на первую серийную машину МС-21 запланировано до конца апреля:
С. Чемезов: - Теперь двигатель будет свой, российский. Так же, как на новые свои будут заменять и российско-французские движки на Sukhoi Superjet. Нет худа без добра: санкционное давление подстегнуло к тому, чтобы учиться делать самим. А что касается совсем нового гражданского самолёта МС-21, то американцы лишили его и своего композитного крыла. Тоже будет своё.
Журналист: - Когда будете ставить эти крылья? [так в интервью - «крылья» - прим. АР]
С. Чемезов: - Уже. Первое крыло на первую серийную машину идёт в конце этой недели.
Однако, 23 февраля в интервью Russia Today Сергей Чемезов заявил: «Сегодня крыло для МС-21 проходит сертификационные испытания. Я надеюсь, что до конца этого года мы их завершим и в 2022 году начнём серийное производство машины. Самолёт уже оснащён собственным двигателем, который сейчас проходит сертификацию».
Из этих слов главы Ростеха следует, что сертификационные испытания крыла МС-21 из российских композиционных материалов ещё не завершены, также не было сообщений о результатах его статических испытаний в ЦАГИ. Косвенно неготовность крыла подтверждает и тендер, объявленный АО «АэроКомпозит» 31 марта 2021 года на проведение и оформление подетальных расчётов на прочность элементов крыла и органов управления самолёта МС-21.
Таким образом, на конец апреля 2021 года выполнен большой объём программы сертификационных испытаний МС-21. В настоящее время проводится цикл обновлений и отработок ПО системы управления полётом. Это относится и к борту 73055, который в декабре 2020 года поднялся в небо с двигателями ПД-14.
Вместе с тем, статические испытания крыла из российских композитов ещё не завершены, и говорить о том, что на Иркутском авиазаводе идёт его монтаж на первый серийный самолёт, преждевременно – такие работы в Иркутске пока не производятся.
* * *
В апреле в лётных испытаниях участвовал один опытный самолёт МС-21 борт 73051. В Архангельске было выполнено шесть полётов и перелёт в Жуковский:
- 2 апреля - 1:38 и 3:38
- 3 апреля - 2:16 и 4:10
- 4 апреля - 1:58 и 5:27
- 7 апреля - перелёт в Жуковский, 1:56
Итого: 7 полётов продолжительностью 1263 минуты или 21 час 3 минуты.
Остальные опытные самолёты в полётах не участвовали и находились на земле.
Также в апреле по программе МС-21 были объявлены, в том числе следующие тендеры:
- Выполнение проверки радиотехнических характеристик носового радиопрозрачного обтекателя самолёта МС-21
- Выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и поставка прототипов плотов спасательных аварийных самолёта МС-21 и поставку серийной продукции для самолётов семейства МС-21»
- Выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и поставка прототипов трапов аварийно-спасательных самолета МС-21 и поставку серийной продукции для самолётов семейства МС-21»
- Выполнение составной части опытно-конструкторской работы по теме «Разработка, изготовление и поставка прототипов комплекта механизма перестановки стабилизатора для самолётов семейства МС-21 и поставка серийной продукции для самолётов семейства МС-21»
- Выполнение работ по окраске внешних поверхностей с нанесением символики, технических надписей и маркировки опытного самолёта семейства МС-21
и др.
На фото: МС-21-300 б/н 73051 в аэропорту Архангельска во время испытаний на обледенение / © Объединённая авиастроительная корпорация