Лёгкий фронтовой истребитель с двигателем Р-11Ф-300 МиГ-21Ф (Е-6/1, Е-6/2, Е-6/3, тип 72) был построен на базе серийного самолёта МиГ-21 (Е-5) путём установки нового двигателя и улучшения аэродинамики носовой части фюзеляжа.
Заводские испытания начались 16 мая 1958 года, первый полёт совершил 20 мая лётчик-испытатель Владимир Нефёдов. 28 мая во время выполнения седьмого полёта при посадке с отказавшим двигателем Е-6/1 потерпел катастрофу. Нефёдов от полученных ожогов скончался в госпитале.
В ходе расследования было установлено, что при посадке произошёл отказ гидросистемы из-за падения давления вследствие выхода из строя двигателя. Управление же стабилизатором было гидравлическим. Резервная электрическая система управления включилась автоматически, однако в этом случае она не обеспечила необходимой скорости перекладки стабилизатора. Поэтому на самолёте Е-6/2 гидравлическая система была дублирована аварийным насосом, а электрическая система исключена.
Полученный 31 января 1958 года серийный самолёт Е-5 №65310108 был переделан в истребитель МиГ-21Ф (Е-6/2). На нём установили новый двигатель Р-11Ф-300 с тягой 5740 кг, новую хвостовую часть с оперением, опущенным к оси фюзеляжа, воздухозаборник с тонкой кромкой и 2-х скачковым управляемым конусом, серийный тормозной парашют, прицел АСП-5Н с визиром СИВ-52, радиокомпас АРК-54И, кислородное оборудование ККО-3, две пушки НР-30, доработали крылья для установки держателей БД3-58-21.
На заводские испытания самолёт передали 26 августа 1958 г. Испытания проводил лётчик-испытатель К.К. Коккинаки. В дальнейшем на Е-6/2 проходила испытания консольная установка ракет К-13.
Е-6/3 был отправлен на заводские испытания 20 ноября 1958 года. Для сохранения устойчивой работы воздухозаборника при дросселировании двигателя в полёте с числом М более 1,5 установлены противопомпажные управляемые створки перепуска воздуха в атмосферу.
В 1959 году самолёты Е-6/2 и Е-6/3 проходили совместные государственные лётные испытания, которые закончились в декабре. Истребитель МиГ-21Ф строился серийно на Горьковском авиазаводе, всего было изготовлено 79 машин.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»