В июле 2021 года за неделю до открытия Международного авиационно-космического салона в Жуковском Госкорпорация «Ростех» и Объединённая авиастроительная корпорация запустили на одном из видеохостингов обратный отсчёт до презентации нового российского истребителя. В видеоролике военные пилоты из разных стран собираются на взлётно-посадочной полосе, чтобы посмотреть на новую боевую машину.
«Россия – одна из немногих стран мира, обладающая технологиями полного цикла для производства перспективных авиационных комплексов, а также признанный "законодатель мод" в создании боевых самолётов. Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом», – прокомментировали тогда в госкорпорации.
Через несколько дней Ростех заинтриговал ещё больше и опубликовал на своей официальной странице в популярной соцсети фото нового боевого самолёта, который затем стал главной премьерой МАКС-2021. Помните вот это: «Wanna see me naked?».
Ну, и, конечно, сама презентация – яркая, агрессивная с мощным звуковым сопровождением – совершенно не в традициях нашей авиаотрасли. Сначала в день открытия авиасалона она была продемонстрирована президенту России Владимиру Путину и официальным гостям авиафорума, а вечером – уже порядком заждавшимся журналистам, блогерам и всем, кто смог добраться до Жуковского и дождаться демонстрации ЛТС Checkmate.
Можно сказать, что традицию представлять новые самолёты с элементами шоу заложили в компании «Гражданские самолёты Сухого» 27 сентября 2007 года. Ранее в нашей стране никогда подобного не было. В тот день широкой общественности в формате театрализованного представления был презентован первый опытный самолёт SSJ100.
В мае 2017 года традицию продолжили в корпорации «Иркут». На презентацию выкатки первого МС-21-300 был приглашён Премьер Дмитрий Медведев, вступительное слово сказал Олег Демченко – в то время гендиректор «Иркута». Презентация была яркой, но более строгой, более технологичной, современной.
Су-57 (Т-50, ПАК ФА) создавался вообще в полной секретности, был показан только первый полёт, так же, как и ударный БПЛА С-70 «Охотник». Но это стратегические проекты, которые в первую очередь создаются для Министерства обороны России, а наши военные не любят публичности.
Особняком стоит презентация истребителя МиГ-35. Это продукт глубокого реинжиниринга МиГ-29, но российское военное ведомство пока не проявляет особой заинтересованности к этой машине. МиГ-35, как и ЛТС Checkmate, ориентированы больше на иностранных заказчиков. Особенно ярко это проявляется в однодвигательном истребителе пятого поколения. Здесь маркетологи Ростеха пошли ещё дальше и запустили в интернете продвижение парфюма с одноимённым названием Checkmate.
Новое видео появилось 14 ноября на YouTube-канале госкорпорации и странице проекта
Для нашей страны подобные маркетинговые ходы совершенно нетипичны. У нас, как правило, особенно не афишируют и не анонсируют сложные высокотехнологичные разработки, особенно, если это касается обороны и вооружений. В русской традиции всегда было сначала сделать, а потом уже показывать товар лицом. Но здесь несколько другая ситуация, тем более, что те же Соединённые Штаты из премьерной демонстрации новой военной техники устраивают красочное шоу.
Россия показала, что и нам это не чуждо, тем более, если дело касается Востока. Есть такая восточная поговорка: «Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нём было». В российском «кувшине» – надёжный партнёр, современный высокотехнологичный продукт, стабильность в поставках и в межгосударственных взаимоотношениях. А Восток, как известно, – дело тонкое. И очередной ход маркетологов Ростеха в новом видеоролике, который запущен в Сети 15 ноября, даёт понять ближневосточным партнёрам, что у Москвы находится в кувшине.
Главный герой
В этом же видеоролике демонстрируются самолёты вероятного противника, которые могут стать целями для Checkmate, и как бы невзначай, мимоходом показан беспилотный вариант нового российского истребителя. Но специалисты и внимательные наблюдатели конечно обратили внимание на то, каким планируется будущее этого самолёта.
Агентство «
В составе выставочного комплекса на территории Международного аэропорта Дубая Аль-Мактум компания «Сухой» и ОАК построили павильон, аналогичный тому, что был на МАКС-2021. Здесь в день открытия, 14 ноября, состоялась
На авиасалон в Дубае Россия всегда привозила большое количество техники и вооружений: самолёты, ракетные комплексы, комплексы ПРО и ПВО, беспилотные авиационные системы. 2021 год в этом отношении ничем принципиально от предыдущих экспозиций не отличается, за исключением того, что в этот раз демонстрируются сразу три зарубежные премьеры: МС-21-310, Aurus Business Jet и ЛТС Checkmate.
По оценкам главы Ростеха Сергея Чемезова, стоимость Checkmate составит 30-35 млн долларов. С лета 2021 года она «подросла» на 5-10 млн USD, тогда в кулуарах МАКС-2021 говорилось о 25-30 млн долларов. Именно цена, по мнению ОАК и компании «Сухой», должна привлечь основных целевых клиентов. Самолёт будет способен преодолевать расстояние до трёх тысяч километров со скоростью 1,8 Маха. Боевая нагрузка составит 7400 кг.
На сегодняшний день проект лёгкого истребителя пятого поколения имеет завершённый конструктивный облик,
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»