Su-75

ЛТС Checkmate будет оснащаться двумя типами двигателей

Фото: © Marcos Gandullo, Argentina

15 июня средства массовой информации с подачи РИА Новости растиражировали «сенсационное» сообщение, что лёгкий тактический самолёт Checkmate (Су-75) получит реактивное сопло двигателя со всеракурсным управляемым вектором тяги.

Данная новость не является новой — ещё в марте-2022 об этом сообщило ТАСС со ссылкой на имеющийся в распоряжении агентства патент, в котором сказано: «Поворотное реактивное сопло двигателя самолета располагается по оси симметрии фюзеляжа и используется для управления и балансировки в полете, может быть выполненным как отклоняемым только вверх - вниз в вертикальной плоскости, так и всеракурсным». В данном случае речь идёт о патенте RU 2 768 101 C1.

Заявка на патент лёгкого тактического самолёта была подана в Федеральную службу интеллектуальной собственности (ФИПС) компанией «Сухой» 19 июля 2021 года — за день до открытия авиасалона МАКС-2021, в ходе которого состоялась презентация перспективного истребителя пятого поколения. 23 марта 2022 года ФИПС зарегистрировала этот патент.

В описании формулы изобретения конструкторы «Сухого» поясняют, что лёгкий тактический самолёт имеет поворотное реактивное сопло, которое используется для управления и балансировки в полёте и может быть двух типов: либо отклоняемым в вертикальной плоскости, либо в любом направлении, т.е., является всеракурсным. Это значит, что самолёт будет предлагаться заказчикам в двух исполнениях. Об этом же в ходе презентации на МАКС'е говорил заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.

Ударный БПЛА С-70Б-1 «Охотник» с плоским соплом. Фото: © «Авиация России»

Сейчас на самолёте установлен проверенный временем и надёжный двигатель в классе тяги 14,5 - 16 тонн. Как сказал Алексей Булатов, это двигатель из задела ОДК, который хорошо вписывается в однодвигательную компоновку. Учитывая, что в Checkmate используется задел знаний и компетенций, полученный при создании истребителя Су-57, речь идёт о двигателе с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Это двигатель с круглым соплом, обеспечивающим всеракурсный вектор тяги.

Вторым типом двигателя с отклоняемым соплом, но только в вертикальной плоскости, может быть двигатель, который применяется на ударном БПЛА С-70Б-1 «Охотник», его выкатка состоялась в декабре 2021 года в Новосибирске. Это может быть адаптированный под плоское сопло тот же АЛ-41Ф1.

В тоже время ОДК продолжает работу над двигателем пятого поколения для оперативно-тактической авиации – это «изделие 30» – двигатель второго этапа для Су-57. Checkmate, как платформа может быть использован в том числе и для установки двигателя нового поколения. «Доработка, которая понадобится в этой связи, не критична, а сопло уже носит переходный характер», – сказал Юрий Слюсарь в ходе презентации истребителя на МАКС-2021. Он не уточнял, в какой комплектации силовой установки самолёт будет предлагаться потенциальным заказчикам, но учитывая адаптивность Checkmate, при необходимости клиенты смогут сами выбрать двигатель на этапе согласований и подписания контракта.

В Ростехе пояснили РИА Новости, что ранее предполагалось оснастить самолёт двигателем с управляемым вектором тяги только в вертикальной плоскости. Прежде всего это необходимо для укороченной дистанции взлёта — это одно из требований к полноценным самолётам пятого поколения. «Сегодня мы решили добавить опцию по установке двигателя с всеракурсным УВТ по желанию заказчика. Самолёт с таким соплом получит маневренность, значительно превосходящую возможности "классических" однодвигательных машин», — подчеркнули в корпорации.

Представитель Ростеха добавил, что наличие опции с всеракурсным соплом повысит адаптивность авиационной платформы и позволит конфигурировать самолёт в соответствии с пожеланиями заказчика.

Дополнено 17 июня 2022 года.

Сроки первого полёта истребителя пятого поколения Су-75 Checkmate сдвинулись на два года — на 2025 год, сообщил на ПМЭФ вице-премьер Юрий Борисов. Ранее гендиректор ОАК говорил, что самолёт полетит в 2023 году.

«2025 год — первый полёт», — сказал Борисов, добавив, что обычно между первым полётом и серийным производством проходит 1,5-2 года.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...