Кроссовки и брюки — лучшая форма для стюардесс

Стюардесса — лицо авиакомпании, она встречает пассажиров при посадке в самолёт, обеспечивает комфорт в полёте и провожает путешественников в пункте прибытия. Униформа стюардессы продумана до мелочей — платок, пуговицы, расцветка и качество ткани, обувь, головной убор, дополнительные детали туалета: перчатки, платок или бант на шее — всё составляет единый стильный ансамбль.

Внешность всегда играла не последнюю роль при отборе девушек на работу бортпроводницей, даже в сложной ситуации она должна оставаться привлекательной, вежливой, позитивной, опрятной, при этом работа стюардессы — не из лёгких, в первую очередь — это обслуживание и обеспечение безопасности пассажиров в салоне лайнера. Всегда подтянутый силуэт, облегающий костюм преимущественно с юбкой, аккуратный вид и яркие детали создают образ-сочетание профессионализма и женской привлекательности.

 

Первой стюардессой считается медсестра из Сан-Франциско Элен Чёрч. В конце 20-х годов прошлого века руководство компании Boeing Air Transit (в последующем — United Airlines) посчитало, что навыки медсестры могут пригодиться в полёте, потому что в то время самолёты летали на небольшой высоте, их сильно трясло и качало, и многим пассажирам в таких условиях могла потребоваться помощь медицинского характера. 15 мая 1930 года на рейсе Окленд/Сан-Франциско - Чикаго с 13 остановками и 14 пассажирами на самолёте Boeing 80A Элен Чёрч совершила первый полёт в качестве стюардессы. Её униформа повторяла рабочее платье медсестры.

1955 год, униформа стюардесс TWA Airlines, дизайнер одежды, кутюрье Олег Кассини / Фото: Getty Images

Элен Чёрч

Эльза Городецкая

С развитием гражданской авиации, увеличением вместимости воздушных судов, появлением реактивной авиации к созданию униформы для стюардесс стали привлекать известных модельеров и кутюрье. Здесь первенство история моды отдаёт Олегу Кассини — американскому дизайнеру одежды русского происхождения, который одевал Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро, Одри Хёпберн, Натали Вуд, Риту Хейворт и других звёзд Голивуда и американской богемы. Спустя всего 20 лет с момента появления профессии, в 1950 году он создаёт фирменный костюм для стюардесс американской авиакомпании TWA Airlines.

Первой стюардессой в Советском Союзе стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. 5 мая 1939 года она отправилась в полёт по маршруту Москва-Ашхабад. Тогда по этому направлению начали летать новые 21-местные самолёты ПС-84 (впоследствии получил обозначение Ли-2). Как пишет kp.ru, перелёт длился 13 часов с двумя посадками по пути. В то время должности «бортпроводница» как и слова «стюардесса» ещё не существовало, и Эльзу оформили на работу по одним источникам кладовщицей, по другим — буфетчицей.

Каких-либо жёстких требований к униформе стюардесс тогда не было, но для всех обязательным был белый верх, тёмный низ. Блузки могли быть самые разные, но обязательно строгого пошива. При приёме на работу также, как и в США, преимущество отдавалось девушкам, имеющим медицинское образование.


В 1946 году, после завершения Великой Отечественной войны и возобновления пассажирских перевозок, начальник ГУ ГВФ выпустил приказ «О нормах спец. обмундирования для стюардесс», в котором были определены обязательные предметы одежды девушек, обслуживающих пассажиров на самолётах гражданского воздушного флота. Им полагались:

  • костюм шерстяной (юбка и жакет) на 2 года;
  • шёлковые кофточки (две на два года);
  • чулки (две пары на год);
  • туфли модельные (одни на год);
  • берет (один на два года);
  • халат (два на два года);
  • куртка меховая (одна на пять лет);
  • шапка-ушанка (одна на четыре года),
  • валенки (одни на три года);
  • галоши (одни на два года);
  • перчатки шерстяные (одни на два года).

Необычно? Но надо помнить, что это — первый послевоенный год, когда страна ещё не отошла от войны и только-только начала залечивать нанесённые ей раны, и модельные туфли для работы девушка, претендующая на должность стюардессы, в то время вряд ли могла купить. Кроме того, условия работы бортпроводниц были намного сложнее сегодняшних, просто даже потому, что самолёты Ли-2 не обладали тем уровнем комфорта, который появился позже. Работать приходилось и в болтанку, и на холоде, и в дождь, и в снег, при этом большинство аэродромов не имели искусственного покрытия, а в обязанности входило и уборка в салоне для приёма пассажиров, и приготовление закусок, и помощь экипажу в заправке самолёта топливом.

Первая единая униформа у стюардесс «Аэрофлота» появилась в 1954 году, она предназначалась для девушек, летавших на международных рейсах. Строгие тёмно-синие английские костюмы хорошо сидели и подчеркивали фигуру, шили их из высококачественной шерсти. В комплект входили блузка, юбка, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в тёплое время года её можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка.

В 1966 году «Аэрофлот» ввёл для девушек костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и отлично стирались: синий костюм, белые блузки и супермодный по тем временам аксессуар – круглая шляпка-таблетка, которая особенно нравилась бортпроводницам. В такой униформе стюардессы в 60-х годах работали на рейсах в Северную Америку.

Униформа стюардесс "Аэрофлота" с 1960-х до 2020-х годов

Изображение 1 из 12

В 60-е годы форма бортпроводниц была выдержана в мягких серых тонах, жакет застегивался на три блестящие пуговицы-полусферы.

В 70-е годы на рейсах «Аэрофлота» царил французский шик: очередное обновление гардероба советских бортпроводниц произошло в 1971 году. Новая форма состояла из строгого малинового костюма во французском стиле с золотыми пуговицами, косоворотки, фетровой шляпы и перчаток. Для работы в салоне самолёта девушками сшили фартуки с национальным орнаментом – вертикальной узорчатой полосой на синем фоне.

В постсоветский период из некогда единой авиакомпании выделились региональные и появились частные перевозчики. Но стремление одеть девушек стильно и красиво никуда не делось, тем более теперь стало возможным перещеголять бортпроводниц других компаний.

Раскрашенные традиционными узорами под хохлому, самолёты CRJ100/200 авиакомпании «Руслайн» всегда выделяются на фоне других лайнеров в российских аэропортах. Авиакомпания связывает Москву с центрами Поволжья, Урала и Сибири. Её стюардессы носят элегантные бежевые костюмы с фирменной красной линией, такого же цвета шейным платком и широким ремнём. Комплект дополняют бежевые шляпки, белые перчатки и классические чёрные туфли на каблуке.

Униформа стюардесс RusLine
У российской бюджетной авиакомпании «Победа» элегантная форма в цветах фирменного стиля. Девушки носят нежно-голубые блузки и юбки с более светлой окантовкой по низу, плюс к этому – тёмно-синие пиджаки и шелковые шарфы в горошек. Есть вариант с тёмно-синим брючным костюмом.

Униформа стюардесс «Победы»
У авиакомпании «Сибирь», которая работает под брендом S7 Airlines, два комплекта униформы: нежно-бирюзового цвета для летнего периода и ярко-малиновый — для зимы. Основной зелёный цвет бренда сохранился в мужских галстуках и лёгких женских воздушных бантах, максимально соответствующих летнему настроению.
Летний комплект униформы S7

Зимний комплект униформы S7

Комплект женской формы состоит из 14 предметов, что позволяет стюардессам S7, комбинируя детали, создать образ, наиболее подходящий типу фигуры и настроению — выбрать платье или комбинировать бирюзовую юбку и серые брюки с белой блузой и жакетом. Мужской комплект формы состоит из восьми предметов.

В 2009 году флагман российской гражданской авиации в очередной раз сменил имидж стюардесс. Униформа была представлена в двух вариантах: летнем (цвета «красный мандарин») и зимнем (традиционного тёмно-синего цвета). На рукаве вышита золотая эмблема «Аэрофлота» – знаменитая «птичка», серп и молот. Стоимость одного комплекта одежды, который состоит из 29 наименований, – чуть менее 1500 долларов. В комплект входят костюмы, плащи, блузки, платья с рукавами три четверти, палантины, пальто-пуховики, шейные платки. Поскольку девушки много времени проводят на ногах, туфли и сапоги для них шьют из высококачественной итальянской кожи.

А вот теперь несколько слов нужно сказать об обуви стюардесс.

В конце июля 2021 года стало известно, что частная украинская авиакомпания SkyUp вместо обтягивающих жакетов и юбок ввела для своих бортпроводниц стильные оранжевые костюмы. Вместо строгого пучка под головным убором — распущенные волосы, а обслуживать пассажиров в полёте девушкам предложили не в классических туфлях-лодочках, а в кроссовках Nike.

Униформа стюардесс авиакомпании SkyUp (Киев)

Когда руководству авиакомпании дизайнеры предложили смелое решение — сменить лодочки на кроссовки, команде SkyUp эта идея сразу понравилась, и была выбрана однотонная белая модель Air Max 720, которая на 75% выполнена из переработанных материалов и имеет высокую воздушную подушку по всей длине подошвы. Помимо жакета, брюк, платка и кроссовок, в набор для стюардесс компании войдёт бежевый плащ из экокожи и утеплённая брендированная подстёжка. В дальнейшем дизайнеры переработают и мужской костюмом — стюарды переобуются в кроссовки той же модели, но чёрного цвета.

В тоже время оказалось, что и многие пассажиры считают: стюардессам действительно в полёте лучше работать в менее консервативной униформе, но в свободной и удобной. Такой вывод делает сервис поездок и путешествий Туту.ру по результатам опроса, какой должна быть форма у бортпроводниц, проведённого на своём сайте. Из более чем 3300 человек, принявших участие в опросе, 35% проголосовали за брюки и кроссовки.

Приверженцами более консервативных взглядов оказались почти 20% респондентов: они выступают за облегающий наряд и каблуки, сообщает Туту.ру. Ещё 17% опрошенных считают, что в одежде стюардесс главное — это опрятность и чистота, а 11% хотели бы видеть в самолёте девушек в яркой и заметной униформе. За скромную одежду нейтральных цветов выступает 9% респондентов. И столько же (9%) хотели бы видеть бортпроводниц в наряде с национальным колоритом.

В итоге результаты опроса «Какой, на ваш взгляд, должна быть форма у стюардесс?» получились следующими:

  • 35% - лучше кроссовки и брюки, так безопаснее,
  • 19% - облегающий наряд и каблуки,
  • 17% - главное, чтобы опрятная,
  • 11% - яркая, чтобы было заметно,
  • 9% - скромная, нейтральных цветов,
  • 9% - с национальным колоритом.

Всевозможные международные рейтинги, а также результаты голосования на поисковике Skyscanner показывают, что униформа бортпроводниц «Аэрофлота» – лучшая в Европе. А по мнению участников Петербургской недели моды и туристического поисковика Aviasales.ru - самая стильная в мире. С этим можно соглашаться, а можно привести в качестве эталона стиль одежды стюардесс авиакомпаний стран Персидского залива, здесь, как говорится, «на вкус и цвет...».

Но эффектные костюмы цвета «красный мандарин» обращают на себя внимание как простых пассажиров, так и знаменитостей. Британская поп-звезда Софи-Элис Бэкстор на одном из рейсов авиакомпании «Аэрофлот» на рейсе в Москву пришла в полный восторг от того, как были одеты бортпроводницы.

«Я летела рейсом "Аэрофлота" и увидела эту потрясающую форму. Самые настоящие 60-е в красном и оранжевом исполнении с крупными белыми лацканами. Мне кажется, это очень-очень сильно. Я написала об этом в Твиттере, а в "Аэрофлоте" заметили это сообщение и предложили подарить мне комплект. Мы встретились в лобби гостиницы, в которой я остановилась. Они подарили мне не только платье, но и туфли на высоком каблуке, пилотку, перчатки и шарф! Теперь я могу использовать их в самых разных ситуациях. А в аэропорту в таком наряде я могла бы воспользоваться фаст-треком! Интересно, какие только вещи не приводят нас порой в восхищение…», – рассказывала британская певица в одном из интервью.

Информация подобрана из открытых источников, ссылки на которые указаны в статье.

На фото: бортпроводница авиакомпании «Россия» в аэропорту Шереметьево после тяжёлого рейса / www.pexels.com / © Elena Buzmakova

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...