Как чувствует себя авиакомпания «Азимут» без Боингов и Эйрбасов

В условиях, когда пандемия коронавируса жесточайшим кризисом накрыла пассажирские авиаперевозки по всему миру, перевозчики выбирают разные модели поведения, чтобы остаться на плаву, не обанкротиться и, по возможности, сохранить коллектив пилотов, бортпроводников и другого персонала.

Некоторые решают, что целесообразно приостановить полёты вообще, пока не наступит хоть какая-то определённость, кто-то трансформирует салоны пассажирских Боингов и Эйрбасов для перевозки грузов. Многие ставят на прикол большую часть своего парка, особенно это касается широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров, и уступают лидерство в пассажирских авиаперевозках другим компаниям.

Но есть авиакомпании, которые возвращают лизингодателям весь парк вместительных А320/321 и строят свой бизнес по выживанию на небольших региональных самолётах. Например мексиканская InterJet, шесть оставшихся внутренних маршрутов которой, обслуживают самолёты Superjet 100. В руководстве перевозчика считают, что Суперджеты идеально подходят для удовлетворения низкого спроса, с которым в настоящее время сталкивается авиакомпания.

В России успешность своей бизнес-модели с использованием самолётов SSJ100 демонстрирует авиакомпания "Азимут". В апреле 2020 года она перевезла 33 300 пассажиров, что составляет 35% от показателей апреля 2019 г., пишет газета "Ведомости" со ссылкой на предварительную справку Росавиации об итогах работы 20 крупнейших авиакомпаний.

Весь российский рынок пассажирских авиаперевозок сократился в апреле из-за эпидемии коронавируса в 12,5 раз до 771 200 пассажиров. "Аэрофлот" сократил перевозки в 20 раз до 147 700 человек и впервые в своей истории перестал быть лидером рынка. Обогнавшая его S7 снизила трафик в 5 раз до 213 900 человек. "Азимут" вышел на шестое место по пассажиропотоку, по итогам первого квартала он был на 12-м месте.

"Азимут" – самая молодая пассажирская авиакомпания в России, её флот состоит из одиннадцати самолётов SSJ100 вместимостью 100-103 кресла. Авиакомпания начала полеты в сентябре 2017 г. Специализируется на перевозках между городами России, минуя Москву. Базируется в Ростове-на-Дону и Краснодаре. По 37,5% "Азимута" контролируют председатель совета директоров и совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев и председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод, 25% – у правительства Ростовской области.

"Мы выполняем большое количество субсидируемых рейсов по соглашению с Росавиацией и региональными правительствами, – делится секретом успеха Ванцев. – Регионы хотели сохранить маршрутную сеть, поэтому мы продолжили выполнять свои обязательства, почти не сокращали направления, хотя по согласованию с региональными властями снизили частотность".

Также "Азимут" – единственная крупная авиакомпания в России, которая не ставила суда на прикол. В группе "Аэрофлот", например, из 361 лайнера не летают 218, у S7 из 103 самолётов летает 41, причем в среднем раз в сутки вместо пяти.

"Все наши SSJ100 летают, но с меньшей интенсивностью. Если ранее налет каждого судна составлял около 250 часов в месяц, то в апреле снизился до 135 часов, – рассказал Павел Удод. – Упала и загрузка рейсов: с докризисных 86% до 47% в апреле, в мае немного выросла - до 50%".

По данным Росавиации, в среднем по отрасли занятость кресел в апреле составила 38%.

"У нас соглашения о субсидировании рейсов с 18 регионами. Эта программа субсидий стала основным механизмом, который сдержал падение трафика и сдерживает рост цен", – продолжает Удод.

По региональным программам субсидируется не пассажир, а рейс, поэтому субсидированные перелеты авиакомпании сохранили по максимуму несмотря на низкую загрузку, поясняют "Ведомости". Многие регионы ввели для прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга обязательный 14-дневный карантин. Но для пассажиров из других субъектов таких требований почти нигде нет, поэтому спрос на региональные рейсы сократился не так сильно.

"Перевозки, конечно, сейчас убыточны, – признает Виталий Ванцев. – Но субсидии и правильный тип судна позволяют минимизировать потери". Он указывает, что SSJ100 лучше других моделей подходит для региональных перевозок. При использовании самых популярных в России самолетов Boeing 737 или Airbus 320 загрузка колебалась бы в пределах 25-30%. Так как эти суда больше, чем SSJ100.

За счет федеральной субсидии "Азимут" создал в аэропорту Платов склад запчастей, первым стал арендовать двигатели взамен выбывающих из строя. Это позволило авиакомпании все годы работы быть лидером по налету на SSJ100. Плюс для авиакомпаний с парком из российских судов сделано много послаблений: им можно начинать регулярные перевозки, имея только три судна (остальным - минимум восемь, что очень дорого), можно начинать полеты за рубеж, проработав менее трех лет внутри России.

По лизингу SSJ100 субсидируется процентная ставка, а за каждый вновь получаемый самолет можно получить разовую федеральную субсидию в 139 млн руб. Эта сумма равноценна лизинговым платежам за год.

В 2019 г. "Азимут" вышел на безубыточность, и на этот год были большие планы, которые из-за кризиса в отрасли выполнены не будут. Но то, что у "Азимута" почти не было международных и московских рейсов, которые в первую очередь пострадали из-за эпидемии, а также масштабное субсидирование региональных маршрутов позволило сохранить существенную часть трафика авиакомпании.

Отвратительно!ПлохоНовость ни о чёмХорошоОтличная новость! (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...