Двигатель
Двигатель ТВ7-117С вызывал много нареканий. Были жалобы на его недостаточную надёжность, длительное сервисное обслуживание и ремонт. Самолёты часто простаивали на земле, когда приходилось высылать специалистов и запчасти на удалённые аэродромы. В 2010 году из-за финансовых сложностей была закрыта а/к «Выборг», которая эксплуатировала именно самолёты Ил-114. Большую долю вины за финансовый крах авиакомпании возлагают именно на двигатели ТВ7-117С.
Характеристики двигателя ТВ7-117СТ/СТ-01* | ||
Наименование ТХ | ТВ7-117СТ | ТВ7-117СТ-01 |
Чрезвычайный режим, мощность, л.с. | - | 3600 |
Взлётный режим | ||
мощность, л.с. | 2900 | 3100 |
уд. расход топлива, г/л.с. час | 200 | |
Крейсерский режим | ||
мощность, л.с. | 2000 | |
уд. расход топлива, (Н=6 км, V=500 км/час, МСА) г/л.с. час | 175 | |
Габаритные размеры, мм | ||
длина | 2151 | |
максимальный диаметр | 886 | 950 |
Сухая масса, кг | 499 | 510 |
Удельная масса, M/Nвзл. кг/л.с. | 0,160 | |
Ресурс межремонтный, ч (циклов)** | 3875 (2500) | |
Ресурс назначенный, ч (циклов)** | 7750 (5000) | |
* По данным ОДК ** При эксплуатации по СУР2 |
Из-за проблем с двигателем 5 июля 1993 года в Жуковском произошла катастрофа со вторым прототипом Ил-114. После долгого разбега самолёт взлетел с прогрессирующим креном и увеличением угла атаки до кабрирования. На высоте 45 м перешёл в снижение, столкнулся с землёй в 400 м от торца ВПП и загорелся. Сразу после отрыва винт двигателя №2 из-за сбоя в электронном блоке управления самопроизвольно перешёл в режим флюгирования, в результате чего произошёл выход на срывной режим. Дефицит времени не позволил экипажу оценить вид отказа и его последствия.
Однако после того как разработчик двигателя — завод им. Климова — усилил опоры силовой турбины, основные проблемы, связанные с отказами и частичными разрушениями двигателя, были преодолены. В целом самолёт показывал хорошие лётно-технические характеристики и проявил себя эффективным в эксплуатации, удельный расход топлива находился на уровне 19 г/пкм.
В начале 2017 года было принято решение вместо первоначально планировавшегося ТВ7-117СМ устанавливать на Ил-114-300 двигатель ТВ7-117СТ, который является базовым для перспективного российского лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Применение унифицированного двигателя на самолётах Ил-112В и Ил-114-300 позволит унифицировать производство, сократить издержки и повысить качество двигателя. Основными достоинствами двигателя являются низкий расход топлива и экологическая чистота.
Мощность двигателя на взлётном режиме составляет 2 800 л.с. На ТВ7-117СТ будет применяться воздушный винт АВ-112, обладающий большей производительностью и позволяющий увеличить лобовую тягу силовой установки. Оснащение самолёта этой модификацией двигателя уменьшит длину разбега с максимальным взлётным весом до 1 300 м, вместо 1 900 м с двигателем ТВ7-117СМ.
На авиасалоне МАКС-2017 демонстрировалась летающая лаборатория Ил-76ЛЛ с установленным двигателем ТВ7-117СТ для проведения лётных испытаний.
Для зарубежных заказчиков, при необходимости, самолёт может быть оснащён импортными двигателями Pratt & Whitney.
Что будет изменено в версии Ил-114-300
Основные лётно-технические характеристики самолёта Ил-114-300 | |
Размеры, м | |
- размах крыла | 30 |
- длина самолёта | 26,87 |
- высота самолёта | 9,32 |
- размах стабилизатора | 11,1 |
- диаметр фюзеляжа | 2,86 |
- длина пассажирской кабины | 18,93 |
- ширина салона | 2,64 |
- высота салона | 1,92 |
- объём пассажирской кабины, м. куб. | 76 |
Крыло | |
- площадь, м. кв. | 81,9 |
- угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд, град | 3,1 |
- удлинение | 11 |
- аэродинамическое качество | 20 |
Основные характеристики двигателя | |
- модель | ТВ7-117СТ-01 |
- взлётная мощность, л.с. | 2 х 3100 |
- тип винта | однорядный шестилопастной АВ-112 |
- диаметр винта, м | 3,9 |
Массовые характеристики, т | |
- максимальная взлётная масса | 23,5 |
- максимальная полезная нагрузка | 6,5 |
- максимальная масса топлива | 6,48 |
Лётно-технические характеристики | |
- крейсерская скорость (км/ч) | 500 |
Дальность полёта, км | |
- с вместимостью 64 пассажира | 1900 |
- с вместимостью 52 пассажира | 2300 |
- с максимальным запасом топлива | 4800 |
- с установкой дополнительного топливного бака | 5600 |
Часовой расход топлива, (кг/час) | 550 |
Высота полёта, м | 7600 |
Ил-114 представляет собой современный турбовинтовой самолёт, предназначенный для коммерческих перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов на воздушных авиалиниях протяженностью до 2000 км с большими пассажиропотоками и на отдельных магистралях с малыми потоками до 4800 км. Он выполнен по схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом, обычным однокилевым хвостовым оперением, трёхопорным шасси с передней стойкой. В конструкции планера широко используются детали из композиционных материалов.
Относительно базового самолёта у Ил-114-300 меняется поперечное V крыла, оно будет увеличено, у современных самолётов с прямыми и трапециевидными крыльями угол поперечного V находится в пределах от 0 до +7°. Это обеспечит самолёту лучшую поперечную устойчивость, а на посадке - больший угол отклонения закрылков и, соответственно, меньшую посадочную скорость, лучшие посадочные характеристики.
Замене подвергнется вся система кабелей и пилотажно-навигационный комплекс с элементной базой 80-х годов. Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на самолёте устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий взлёт и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолётных систем будут отображаться на пяти цветных ЖК-мониторах.
Также планируется сделать новый, современный салон.
В ООО Научно-производственное объединение "Родина" завершена разработка нового рулевого привода РП85Н для замены его предшественников РП-85 и РП85-04 на самолётах Ил-114 и Ил-114-100 в канале управления закрылками.
РП85Н — принципиально новый двухканальный электрогидромеханический рулевой привод вращательного типа. Целью его создания стало увеличение энергоёмкости гидравлических рулевых приводов вращательного типа малой мощности классических исполнений РП-85.
При сохранении мощности проектируемого рулевого привода удалось достичь уменьшения его массы — новый РП85Н весит 26 кг, его предшественник РП85-04 — 30 кг. Это позволяет увеличить конкурентоспособность рулевого гидравлического привода по отношению к электроприводу. Кроме того, используя РП85Н совместно со специальным блоком управления, можно будет реализовать более сложные законы перемещения управляемой поверхности.
Будут убраны двери с выходом на крыло, поскольку, как показывают тесты, чтобы уложиться в норматив по эвакуации из самолёта в случае аварийной посадки, достаточно носовой и хвостовой дверей. И кроме того, отсутствие этих выходов даст возможность установить дополнительно один ряд кресел.
Предполагается сертификация Ил‑114–300 по авиационным правилам АП‑25. Сейчас у ВС сертификат по нормам лётной годности гражданских самолётов НЛГС‑3. Первые машины, которые соберут на базе фюзеляжей, пришедших из Ташкента, будут сертифицированы еще по НЛГС‑3, а те, которые будут с нуля производиться в Луховицах — по АП‑25. Имея сертификат по АП‑25, они могут продаваться на внешнем рынке.