Следом за МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14, поднявшимся в небо накануне в Иркутске, 16 декабря 2020 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. Громова в Жуковском совершил первый полёт новый пассажирский региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300 бортовой номер 54114.
Самолёт пилотировал экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», лётчика-испытателя 1-го класса, Героя России Николая Куимова и лётчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова, бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полётное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолёта, а также функционирования его систем.
«Конец года богат авиационными премьерами. Как вы знаете, вчера впервые взлетел среднемагистральный лайнер МС-21-310 с двигателями ПД-14. Сегодня впервые поднялся в воздух турбовинтовой Ил-114-300 - еще одна машина в пассажирской линейке, которую наши авиастроители предложат перевозчикам в ближайшей перспективе. Новый самолет особенно актуален для нашей страны: он не требователен к уровню оборудования аэродромов, приспособлен к эксплуатации в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока и благодаря оптимальной вместимости салона может стать базовой машиной для развития региональных перевозок. В 2022 году ОАК планирует завершить сертификацию Ил-114-300, а с 2023 года – начать его серийные поставки», – сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
«Всего по программе планируется производство и реализация до 100 ВС типа Ил-114-300 на период до 2030 года для поставки в гражданскую авиацию, государственным заказчикам, на экспорт. С получением сертификата типа в 2022 году будут подготовлены к поставке первые серийные самолеты», – прокомментировал глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Ранее, в конце ноября, в Сети появились фотографии, где Ил-114-300 выполнял рулёжки и пробежки по ВПП с отрывом как носовой стойки шасси, так и с подлётом на несколько сантиметров над полосой.
«Первый полёт Ил-114-300 – это итог колоссальной работы десятков тысяч людей – учёных, инженеров, специалистов – работающих в КБ и на заводах Объединённой авиастроительной корпорации, на предприятиях наших поставщиков и партнёров. Появление нового турбовинтового регионального самолёта открывает новые перспективы для российского гражданского авиастроения», – сказал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
Маршевая силовая установка Ил-114-300 представлена двумя двигателями ТВ7-117СТ-01 с мощностью на взлётном режиме до 3100 л.с. каждый. В состав силовой установки совместно с двигателями входит новый винт АВ-112-114 повышенной тяги и новая система автоматического управления с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, и в целом повысить эффективность силовой установки.
Ил-114-300 самый ожидаемый пассажирский самолёт в России. Особенно на него рассчитывают небольшие региональные авиакомпании, которые эксплуатируют самолёт Ан-24/26. Этому трудяге, поднявшемуся в небо в 1959 году (!!!) пока нет замены - за неимением отечественного самолёта такого класса, авиакомпаниям приходится покупать турбореактивные лайнеры канадского и французского производства.
С началом лётных испытаний Ил-114-300 перспективы его коммерческой эксплуатации становятся ближе. В СМИ уже не раз сообщалось, что его ждут в Якутии - "Полярные авиалинии", в Красноярском крае - "КрасАвиа", не откажутся от него и в Мурманске, и в Архангельске, и в Череповце - везде, где необходим экономичный и неприхотливый самолёт. Также есть планы в Минобороны России заменить противолодочный самолёт Ил-38 "Новелла" на Ил-114-300 в соответствующей конфигурации.
Непростой и тяжёлый 2020 год заканчивается. Можно только поздравить наших авиа- и двигателестроителей с двумя самыми значимыми событиями уходящего года и поблагодарить их за напряжённую работу и отличные новости!