О работах Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина по программе Ил-76МД-90А, а также по проектам легкого, среднего и тяжёлого военно-транспортных самолётов рассказывает Генеральный конструктора ОАО «Ил» Николай Таликов.
- Николай Дмитриевич, в начале декабря первый Ил-76МД-90А был передан в эксплуатацию в Центр подготовки авиационного персонала Военно-транспортной авиации. Как Вы видите дальнейшее развитие программы? Когда завершатся государственные испытания и эти машины начнут поступать в строевые военно-транспортные авиаполки?
- Действительно, 2 декабря в Ульяновске состоялась официальная передача самолёта Ил-76МД-90А (RF-78653) Военно-транспортной авиации (ВТА), завод передал символический ключ командующему ВТА генерал-лейтенанту Владимиру Бенедиктову, а 3 декабря самолёт перелетел в Иваново. Я побывал на церемонии встречи самолёта в Иваново и был приятно поражён торжественностью момента и горящими глазами людей – ведь Военно-транспортная авиация не получала новых самолётов 23 года! Не секрет, что «крайний» Ил-76МД (ещё ташкентского производства), был передан ВТА ещё в 1992 г., и с тех пор ни одного нового самолёта в ВТА не поступало.
Ситуацию удалось переломить только после принятия в 2006 г. решения о переносе серийного производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, где был организован выпуск новой, глубоко модернизированной версии самолёта – Ил-76МД-90А, отличающегося от предшественника применением нового крыла из длинномерных панелей, современного бортового оборудования, новой силовой установки, имеющего большую грузоподъемность и дальность полёта.
4 октября 2012 г. в присутствии Президента России Владимира Путина был подписан контракт на постройку для российской Военно-транспортной авиации 39 новых Ил-76МД-90А, которые должны «подпитать» те самолёты, которые сейчас находятся в эксплуатации в ВТА и сделать её парк стабильным по численности. Для этого поставка новых самолётов будет осуществляться постепенно, в период до 2021 г. Параллельно с этим начнется модернизация строевых Ил-76МД и превращение их в модернизированные самолёты Ил-76МДМ.
Первый лётный экземпляр Ил-76МД-90А (самолёт № 0102) поднялся в воздух в Ульяновске 22 сентября 2012 г. Он успешно прошёл первый этап государственных испытаний, после чего был отправлен обратно на завод для установки новых бортовых систем, в соответствии с техническим заданием заказчика (бортовой комплекс обороны, комплекс связи и т.п.). Ближайшей весной (2016 года - здесь и далее Авиация России) эти доработки завершатся, и он поступит на второй этап государственных испытаний.
Параллельно, по отдельному контракту, в прошлом году в Ульяновске построили ещё два Ил-76МД-90А (№ 0103 и 0104) – они отправились в Таганрог, где на их базе будут созданы новые авиационные комплексы специального назначения. Первый самолёт для ВТА (№ 0105), названный в честь Генерального директора – Генерального конструктора ОАО «Ил» Виктора Ливанова (1943–2014), поднялся в воздух в августе этого года и в том же месяце был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2015. Именно его мы и передали в начале декабря в Иваново. Уже готова и окрашена вторая машина для ВТА (№ 0108) – в декабре мы проведем её испытания, потребуется всего несколько испытательных и приёмосдаточных полётов, и до конца года сдадим заказчику. По согласованию с ним, в начале 2016 г. он также перелетит в Иваново.
Второй этап государственных испытаний на Ил-76МД-90А № 0102, к которому приступим весной, не займет много времени – уже к осени планируем его завершить, получим Акт госиспытаний и затем доведём до облика серийного самолёта, отработанного на машине № 0102, оба переданных в Иваново Ил-76МД-90А.
Ну и с 2017 г. приступим к поставкам новых Ил-76МД-90А в строевые подразделения Военно-транспортной авиации.
График таких поставок уже согласован. Они будут идти по нарастающей – с перспективой выхода на 12 машин в год к 2020–2021 гг. Производственные возможности «Авиастара» это позволяют, даже параллельно с работами, которые завод выполняет по самолётам МС-21, Ил-112В, Ан-124, Ту-204 и др.
- Расскажите, пожалуйста, о модернизации ранее построенных Ил-76МД.
- У нас есть контракт с Минобороны на модернизацию первых двух машин для отработки этой программы, получившей название Ил-76МДМ.
На сегодня первый самолёт практически готов, мы приступили к цеховым отработкам, и после окраски, в феврале–марте, передадим его на лётные испытания. Много времени они не займут, поскольку мы устанавливаем при модернизации то же самое оборудование, которое уже проверено на первом Ил-76МД-90А. При этом, согласно техническому заданию заказчика, объём изменений не такой большой, как на новых Ил-76МД-90А. В основном меняется устаревшее приборное оборудование, отдельные его блоки, плюс продлевается ресурс самолёта. Двигатели остаются те же – Д-30КП2, но они заменяются на прошедшие капитальный ремонт и получившие продлённый ресурс.
Прежним остаётся и информационно-управляющее поле кабины экипажа. Всего по типу Ил-76МДМ планируется в течение 12 лет доработать четыре десятка строевых Ил-76МД наиболее поздних годов выпуска (вторая половина 80-х и начало 90-х гг.).
Аналогичным образом будут модернизированы и строевые самолёты-заправщики Ил-78 и Ил-78М. Скоро приступим к доработкам первого танкера Ил-78М. В работах по Ил-76МДМ и Ил-78М2, для ускорения поставки машин заказчику, планируется задействовать авиаремонтные заводы ОАК в Старой Руссе и Рязани.
- Когда начнутся полёты новых Ил-76МД-90А в Иваново?
- Лётные экипажи и технический персонал ивановского Центра боевой подготовки уже прошли переучивание на новую машину. На церемонии передачи первого Ил-76МД-90А был оглашен приказ о назначении экипажей на этот самолёт. В декабре в Иваново прибывают уже освоившие Ил-76МД-90А в ходе госиспытаний лётчики ГЛИЦ с Чкаловского, которые будут вводить в строй ивановские экипажи. Уже в начале следующего года (2016) ивановцы приступят к самостоятельным полётам. А затем, получив инструкторские допуски, начнут переучивать на Ил-76МД-90А лётчиков строевых военно-транспортных полков.
Представители всех полков ВТА присутствовали на церемонии встречи первого Ил-76МД-90А в Иваново. Строй прошел под знаменами Российской Федерации и Военно-транспортной авиации перед командующим ВТА, перед ветеранами ВТА вдоль самолёта. Это именно те молодые офицеры, которые в недалеком будущем будут осваивать этот самолёт.
- А когда появится первый новый заправщик Ил-78М-90А?
- Сейчас в Ульяновске строится первый Ил-78М-90А (№ 0201). Уже собран его фюзеляж, ведётся стыковка к нему крыла. Самолёт должен быть готов к лётным испытаниям к следующему (2016 г.) лету.
Поскольку практически все оборудование у Ил-78М-90А – такое же, как на Ил-76МД-90А, испытания нового заправщика не должны занять много времени. По сути, надо будет отработать только те системы, которые отличают его от транспортной версии – топливную систему, систему передачи топлива и т.п. По результатам государственных испытаний, примерно в 2017 г., а, может быть, даже и раньше, ожидаем заключения контракта на серийные поставки. Уже официально заявлялось, что Минобороны рассчитывает заказать порядка четырёх десятков новых Ил-78М-90А.
- 17 ноября этого года (2015) по время визита в Ульяновск министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков заявил о подписании соглашения на поставку МЧС России шести новых самолётов Ил-76ТД-90А в период с 2016 по 2022 г. В каком состоянии находится разработка гражданской версии Ил-76МД-90А? Как будут решаться вопросы с её сертификацией?
Отличия гражданской и военной версий самолёта – незначительные. По сути, мы просто снимаем с Ил-76МД-90А «военные» системы – комплекс обороны, специальные системы связи и т.п. При этом грузоподъемность Ил-76ТД-90А остаётся, как на Ил-76МД-90А, – 60 т. Это на 20% больше, чем у нынешних Ил-76ТД.
Что касается заказа МЧС – действительно, подписано рамочное соглашение о поставке этому ведомству шести новых Ил-76ТД-90А. В конце августа мы отправили в МЧС свои предложения по техническому лицу самолёта, ожидаем их ответа. Предлагаем сохранить на Ил-76ТД-90А в версии для МЧС возможность парашютного и посадочного десантирования грузов, которой обладают Ил-76МД-90А, но не имеют Ил-76ТД, ныне эксплуатируемые в авиации МЧС. Считаем это важным для самолётов этого ведомства, в соответствии с решаемыми ими задачами.
Помимо МЧС интерес к гражданской версии самолёта проявляет и ряд других потенциальных заказчиков, например, белорусская компания «Трансавиаэкспорт», авиакомпании из ряда ближневосточных и некоторых других стран, эксплуатирующих сегодня Ил-76ТД и рассматривающих возможность обновления парка новыми самолётами Ил-76ТД-90А.
Теперь о сертификации коммерческой версии. Мы считаем, что проводить полноценную сертификацию Ил-76ТД-90А по нормам АП-25 нецелесообразно, достаточно получить дополнение к аттестату лётной годности, как было сделано, например, для самолёта Ил-76ТД-90ВД (пять таких машин эксплуатирует авиакомпания «Волга-Днепр»). Базовый Ил-76ТД не имеет сертификата типа, но располагает аттестатом лётной годности, подписанным в 1982 г. министрами авиационной промышленности и гражданской авиации СССР. Дополнение к аттестату лётной годности Ил-76ТД-90ВД подписано в 2006 г. руководителями Федерального агентства по промышленности и Ространснадзора и является достаточным документом, для полётов самолётов авиакомпании «Волга-Днепр» без каких бы то ни было ограничений как в России, так и по всему миру. Поэтому считаем, что подобным образом следует действовать и для нового Ил-76ТД-90А. Решение по этому вопросу утверждено Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли России 11 декабря 2015 г.
- Следующим новым самолётом «Ильюшина» для российского Минобороны должен стать лёгкий военно-транспортный Ил-112В. В каком состоянии сейчас находится эта программа?
Мы заканчиваем передачу рабочей конструкторской документации на воронежский завод, она уже запущена в производство, на ВАСО готовятся стапели, другая технологическая оснастка, начато изготовление первых деталей для опытных самолётов. С технологической точки зрения Ил-112В получается не сложным, поэтому нет сомнений, что ВАСО, строящее широкофюзеляжные Ил-96, без особых проблем освоит производство и лёгкого транспортного самолёта.
Напомню, по контракту на опытно-конструкторские работы, который мы заключили с Минобороны год назад, в ноябре 2014-го, на ВАСО должны быть построены два опытных образца Ил-112В – один для статических и ресурсных испытаний и второй – для лётных. Экземпляр для статических испытаний необходимо построить и передать для испытаний в ЦАГИ до конца 2016 г. Первую лётную машину, в соответствии с Распоряжением Президента России Владимира Путина, мы обязаны поднять в воздух до 30 июня 2017 г.
Одна из острых проблем, которая в свое время привела даже к приостановке программы, была связана с неготовностью двигателя ТВ7-117СТ. Сейчас нам в Объединенной двигателестроительной корпорации говорят, что ТВ7-117СТ будет готов к началу лётных испытаний Ил-112В, т.е. к лету 2017 г. Но даже, если двигателисты и будут немного задерживаться, больших проблем не видим: поднимем Ил-112В в первый полёт с имеющимися сертифицированными ТВ7-117СМ, а позднее уже, по мере готовности «климовцев», переоснастим его штатными двигателями. Хотя, конечно же, хотелось бы сразу поднимать его с ТВ7-117СТ. Для обеспечения всех заданных характеристик нам нужны двигатели с большей мощностью. Ведь даже с планируемыми ТВ7-117СТ максимальную грузоподъемность Ил-112В придется ограничить 5 т. Если бы нам был доступен двигатель большей мощности, мы могли бы существенно улучшить лётно-технические характеристики самолёта.
Затем, для участия в государственных совместных испытаниях, хотим построить еще одну лётную машину. Считаю, что двух экземпляров Ил-112В нам должно хватить для всей программы лётных испытаний.
Ну и рассчитываем на заключение в 2016–2017 гг. контракта на серийные поставки, которые могут начаться уже в 2019 г.
- Далее на очереди – средний военно-транспортный самолёт…
- Да, следующим за Ил-112В нашим новым самолётом должна стать средняя транспортная машина грузоподъемностью 20 т. Мы её называем Ил-214. Именно под таким названием мы разрабатывали самолёт подобной размерности ещё в 90-е гг., затем из-за проблем с финансированием проект был приостановлен. Позднее Ил-214 был положен в основу нашего совместного с индийскими партнёрами проекта МТА (МТС), который должен был строиться как в России, так и в Индии, и поступать на вооружение ВВС обеих стран. Но в силу ряда причин совместная программа несколько затормозилась, а российское Минобороны уже испытывает острую потребность в новых средних транспортных самолётах и долго ждать индийских партнёров не может: ведь самолётов Ан-12 практически не осталось, а «гонять» Ил-76МД, когда требуется перевезти менее 20 т, совершенно не выгодно. Поэтому в сентябре 2015 г. заместителем министра обороны России Юрием Борисовым был подписан протокол, согласно которому мы должны разработать средний военно-транспортный самолёт Ил-214 грузоподъёмностью 20 т.
Мы уже начали работать по обновлению тех документов, которые у нас были по этому проекту в интересах наших ВВС. Все те наработки, которые у нас были с Индией, ложатся в основу новых представлений, поскольку техническое задание Министерства обороны во многом сходно с тем, что требовалось индийским военным. Сейчас мы находимся на этапе эскизного проекта, но готовим его в сокращенном виде, поскольку эскизный проект МТС уже проходил защиту.
На сегодняшний момент в качестве силовой установки планируем использовать два двигателя типа ПС-90А1 тягой 17,4 тс (подобные используются на Ил-96-400). В дальнейшем, если пермяки создадут модификацию своего нового ПД-14 с тягой под 18 тс, – сможем перейти и на него, от чего самолёт только выиграет. Но пока такого двигателя нет (а ПД-14 с его 14 тс нам явно недостаточно), ориентируемся на использование ПС-90А1. Тем более, что в ВТА к тому времени будут широко эксплуатироваться самолёты Ил-76МД-90А с подобными двигателями.
По нашим оценкам, первый образец такого самолёта может быть готов к началу следующего десятилетия. Строить эти машины можно будет в Ульяновске, рассматривается и возможность подключения к программе корпорации «Иркут», которая уже когда-то участвовала в ней на раннем этапе. Уверен, что когда наша программа среднего транспортного самолёта активизируется и мы перейдем к этапу ОКР, индийские партнеры снова к нам присоединятся.
- Ну и главная интрига – новый тяжёлый самолёт, известный также как Перспективный авиационный комплекс Военно-транспортной авиации (ПАК ВТА)…
- Упомянутым мной протоколом, подписанным заместителем министра обороны в сентябре этого года, помимо среднего Ил-214, нам поручается выполнение научно-исследовательской работы по тяжёлому военно-транспортному самолёту грузоподъемностью 80 т, т.е. машины, которая заменит в ВТА почти уже не оставшиеся в строю самолёты Ан-22 «Антей», но будет меньше сверхтяжёлых Ан-124. Это будет развитие концепции тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-106, который мы разрабатывали ещё с конца 80-х гг.
Предполагается, что это будет широкофюзеляжный самолёт-высокоплан с кормовой рампой взлётной массой порядка 250 т. В качестве силовой установки первого этапа рассматриваются четыре двигателя ПС-90А1 тягой по 17,4 тс с перспективой их замены на ТРДД нового поколения с большей тягой. Но в конечном итоге нам нужен двигатель тягой 35–40 тс, чтобы их было на самолёте всего два. Вопрос создания в России такого двигателя актуален не только для военно-транспортных самолётов, но и для гражданских – перспективных дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров. Считаю, что для создания единой силовой установки для перспективных самолётов такого класса целесообразно объединение ресурсов ОДК и ОАК. О своей готовности начать работы по двигателям подобной тяги уже заявили и в пермском «Авиадвигателе», и в самарском «Кузнецове».
Хочу заметить, что проект тяжёлой машины мы сможем реализовать уже после Ил-214 (МТА), т.е. появления первых самолётов не стоит ожидать ранее середины следующего десятилетия. Но, подчеркну, наш заказчик настроен решительно и в нас тоже вселил уверенность, что такой самолёт нужен и будет востребован.
- Как известно, в связи с фактическим разрушением кооперационных связей с украинскими предприятиями «Ильюшину» поручены работы по сопровождению жизненного цикла эксплуатируемых ВТА сверхтяжёлых самолётов Ан-124 «Руслан». Что делается в этой области?
Действительно, нам поручены работы по сопровождению эксплуатации военных «Русланов», большая часть которых, кстати, была выпущена в России – на ульяновском «Авиастаре», который располагает полным комплектом технической документации. Пока наша задача сводится к поддержанию лётной годности имеющихся самолётов, без серьезных вмешательств в его конструкцию. Вопрос для нас очень серьёзный, поскольку до сих пор этот самолёт мы не знали, но сегодня при проведении работ по поддержанию лётной годности и продлению ресурса «Русланов» на «Авиастаре» уже работаем вместе с ульяновцами – они нам оказывают большую поддержку в этом, делятся документацией, «учат» нас этому самолёту. Никаких контактов с разработчиком Ан-124 по политическим соображениям (причем это отнюдь не российская инициатива) уже нет, хотя в недалеком прошлом у нашего ОКБ были прекрасные взаимоотношения с «Антоновым».
Коммерческие эксплуатанты «Русланов» (в России сегодня это авиакомпания «Волга-Днепр») ещё могут как-то работать с украинскими предприятиями, но для военных это исключено.
Что касается дальнейшего поддержания лётной годности российского парка военно-транспортных Ан-124, то самая острая проблема здесь связана с двигателями. Если по программам импортозамещения в части различных систем бортового оборудования уже ведутся работы компаниями холдинга «Технодинамика» и КРЭТ, то заменить применяемый на «Руслане» двигатель Д-18Т в России пока нечем.
Напомню, что и ремонт Д-18Т в нашей стране до сих пор так освоен и не был, его делал только запорожский «Мотор Сич», что в нынешних условиях для российской военной авиатехники уже невозможно.
В настоящее время решается вопрос, как продлевать ресурс двигателей Д-18Т на ближайшие годы, но в дальнейшем, очевидно, «Руслану» нужен будет российский двигатель. За эту работу готов взяться «Кузнецов», который обещает сделать первый двигатель уже в 2019 г.
Ан-124 сегодня остаётся очень востребованным в ВТА – достаточно вспомнить недавние полёты в Сирию. Ни один другой самолёт столько не поднимает. Поэтому возложенный на нас вопрос поддержания лётной годности и продления сроков эксплуатации Ан-124 очень актуален. Кстати, подобные работы переданы нам и по другим самолётам «Антонова». По Ан-26, Ан-72 и некоторым другим машинам работы ведёт ЭМЗ им. В.М. Мясищева.
Справка:
Николай Дмитриевич Таликов родился 22 мая 1945 г. в Новосибирске. После окончания МАТИ с 1968 г. работает в ОКБ С.В. Ильюшина, в котором прошёл путь от техника-конструктора до Генерального конструктора.
Принимал участие в создании военно-транспортного самолёта Ил-76 и его модификаций как конструктор, представитель КБ на лётных испытаниях, начальник комплексного отдела по самолёту. Лично руководил сбросами грузов с Ил-76 на дрейфующие станции «Северный Полюс», участвовал в тушении пожаров с Ил-76 на складах боеприпасов в Ереване и Владивостоке, в уникальных экспедициях Ил-76
в Антарктиду.
В 1987 г. назначен заместителем главного конструктора, затем главным конструктором по самолёту Ил-114. С 1993 г. – начальник ОКБ, с 2004 г. – заместитель Генерального директора – Генерального конструктора. С 1 июня 2015 г. – Генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».
Автор нескольких книг и многих статей по истории авиации. Имеет несколько десятков изобретений и патентов. Награжден орденами «Знак Почета», «За личное мужество», медалями.
Источник: журнал "Взлёт", декабрь 2015 г.