Ил-112В — кооперации с зарубежными поставщиками не будет

Компания «Ильюшин» ведёт работы по заказу Министерства обороны России над проектом Ил-112В. Этот самолёт грузоподъёмностью 6 тонн должен прийти на смену старым «Анам», созданным полвека назад. Новый транспортник станет более экономичным, удобным в эксплуатации и безопасным. На его основе в будущем возможно создание нового турбовинтового регионального самолёта.

В конце 2014 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» был заключен государственный контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В.

«Ил-112 приходит на смену самолётам Ан-26, которых ещё довольно много у российских эксплуатантов, — заявил генеральный директор Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина Сергей Сергеев. — Планируем, что самолёт будет востребован, прежде всего, государственными структурами. Не только Министерством обороны РФ, но и ФСБ, МЧС, другими министерствами и ведомствами. Обсуждаются планы, по которым до 2030 года предстоит передать госзаказчикам около 200 самолётов данного типа».

Производство самолёта будет вестись в ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО). «Воронежский завод будет заниматься окончательной сборкой двух опытных образцов, там же пройдут наземные испытания самолётов и их сдача заказчику, — уточнил технический директор ВАСО Александр Анохин. — В кооперации будут участвовать "Авиакомпозит", который изготовит носовой обтекатель, "Авиастар-СП" и "Авиаагрегат", а также Казанский авиазавод — он "войдет" в Ил-112В крылом и рядом деталей».

В рамках контракта между Минобороны России и АК им. С. В. Ильюшина воронежский авиазавод в 2016 году построит два опытных Ил-112В: первый — для проведения статических и ресурсных испытаний, второй — для лётных испытаний. По словам Генерального конструктора ОАО «Ил» Николая Таликова, в 2016–2017 гг. должно состояться заключение контракта на серийные поставки, которые могут начаться уже в 2019 г.

На эти сроки не должна повлиять и непростая экономическая ситуация в России. В ходе визита на ВАСО в феврале 2015 года первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Иван Харченко отметил: «Для преодоления трудностей сейчас мы выделяем оборонным предприятиям дополнительные средства, оптимизируем линейки закупок. На ВАСО особо проблемных вопросов нет. Предприятие очень стабильное, работает хорошо, качественно. У заказчиков — и в первую очередь у Минобороны — претензий нет. Мы не сомневаемся, что все те объёмы, которые предусмотрены госзаказом, будут выполнены в срок».

Полностью российский лайнер Ил-112В грузоподъемностью 6 тонн предназначен для транспортировки и воздушного десантирования лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава. Самолёт будет способен решать возлагаемые на него задачи в различных географических и климатических условиях, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

«На основе анализа экспериментальных данных, полученных при испытаниях в аэродинамической трубе больших скоростей предварительной модели самолёта Ил-112В, и результатов проведённых расчётных исследований специалистами ЦАГИ разработаны мероприятия по совершенствованию аэродинамической компоновки самолёта без существенного изменения конструктивно-силовой схемы, — рассказал заместитель начальника отделения аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ Альберт Петров. — Было предложено изменить геометрию кормовой части фюзеляжа, обтекателей шасси и модифицировать форму поверхностей сопряжения крыла с фюзеляжем». Рекомендации ЦАГИ были учтены при формировании окончательного облика самолёта.

Уже определены и основные соисполнители опытно-конструкторских работ — это 25 российских предприятий. Ещё 80 предприятий выступят поставщиками комплектующих изделий.

Ил-112В будет полностью российским самолетом, все детали и комплектующие изделия, используемые при его постройке, российского производства. Ил-112В был разработан и предложен на тендер, проводимый Министерством обороны России для замены лёгких военно-транспортных самолетов Ан-24Т/Ан-34 (первый полёт 4 сентября 1961 года) и Ан-26 (21 мая 1969 года), созданных ещё в 1960-х годах. Проект Авиакомплекса им. Ильюшина победил в тендере. В ноябре 2003 года с компанией был заключен государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ. Однако в 2010 году военное ведомство прекратило финансирование проекта. На тот момент заканчивалась передача из КБ на завод конструкторской документации в электронном виде, на ВАСО изготавливалась технологическая оснастка. На предприятии сохранилось около трёх тысяч готовых деталей для Ил-112В.

Лишь после смены руководства Минобороны РФ отношение к проекту изменилось. К августу 2013 года в соответствии с поручением министра обороны России ОАО «Ил», ОАО «OAK-TC» и ОАО «ОДК» подготовили предложения по возобновлению работ по созданию и организации серийного производства Ил-112В. В декабре 2014 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил агентству РИА «Новости»: «Минобороны РФ и ОАК заключат контракт на разработку лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В в 2014 году. Позиция по контракту оставлена в гособоронзаказе 2014 года, там стоит сумма 7,9 млрд рублей на завершение ОКР по Ил-112В». Замминистра не назвал точное количество серийных самолётов Ил-112В, которые будут поставлены для ВВС, но информировал, что «речь идет о нескольких десятках машин».

Современный, экономичный, перспективный Ил-112В будет оборудован современным цифровым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, «стеклянной кабиной». Двигатели для самолёта изготовит компания «Климов», входящая в Объединенную двигателестроительную корпорацию.

«На базе турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ, который разрабатывался для самолета Ил-114, для Ил-112В создается двигатель с высокой топливной эффективностью ТВ7-117СТ, — сообщил исполнительный директор компании Александр Ватагин. — По всем характеристикам новый двигатель соответствует моделям западных производителей авиамоторной техники аналогичного назначения, а по отдельным параметрам превосходит их».

Александр Ватагин отметил, что двигатель является одним из самых экономичных в своем классе с низким уровнем выброса загрязняющих атмосферу веществ и является лидером среди аналогичных двигателей по соотношению мощности и массы.

Вполне вероятно, что Ил-112В послужит основой и другим проектам новых самолётов. Об этом в январе 2015 года на совещании у Председателя Правительства России Дмитрия Медведева сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он отметил, что помимо проектов Sukhoi SuperJet 100 и МС-21, в отечественной авиастроительной отрасли работают и над самолётами в «более узком сегменте, то есть речь идет о создании самолёта размерностью под 56–64 пассажира».

«Сейчас с учётом того, что Министерство обороны сформулировало заказ на лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, появилась возможность унифицировать работы и создать параллельно пассажирский самолёт, который покрыл бы сегодня потребности региональных компаний именно в таком турбовинтовом самолёте, — отметил Дмитрий Рогозин. — Двигатель под него у нас есть — ТВ7-117СТ. Это самолёт, который может и на грунт садиться».

В начале 2016 года генеральный конструктор ОАО "Ил" Николай Таликов сообщил, что сроки создания лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112 выдерживаются, программа по Ил-112 находится под неусыпным вниманием главкома Воздушно-космических сил Виктора Бондарева.

В апреле 2016 года ульяновский «Авиастар-СП» начинает первые поставки агрегатов для Ил-112В. По заявлению гендиректора АО «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, детали уже находятся в производстве. До ноября планируется поставить агрегатов на общую сумму около 88 млн рублей. Для нового самолёта АО «Авиастар-СП» будет изготавливать люки, двери и панели фюзеляжа, а завод «Аэрокомпозит» — изделия и агрегаты из полимерно-композитных материалов.

Дата первого вылета нового самолёта намечена на начало лета 2017 года.

По материалам журнала ОАК "Горизонты" № 1 2015 (#5) и сообщений СМИ.

Рейтинг статьи:   +1+2+3+4+5 (оценок - 2, средняя - 5,00)
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ





СТАТЬИ ПО ТЕМЕ