На воронежском авиазаводе (ВАСО) идёт изготовление первого лётного образца самолёта Ил‑112В, разработанного Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина. В январе 2017 года планируется завершить сборку и начать его наземные испытания, чтобы к будущему лету поднять самолёт в воздух. Кроме того, для обеспечения первого полёта изготавливаются стенды, на которых будет проводиться отработка различных систем и агрегатов. Завершены испытания аэродинамических моделей самолёта Ил‑112В в трубах ЦАГИ.
В настоящее время ВКС России эксплуатируют порядка 140 лёгких военно-транспортных самолётов (ЛВТС) — Ан‑26 и его модификаций. Всего с 1969 по 1986 годы было выпущено около 1150 таких самолётов, из них во всём мире находятся в эксплуатации еще более 600 бортов. Однако они уже практически исчерпали свой ресурс и им потребуется замена.
В 2014 году был подписан контракт с Министерством обороны РФ на опытно-конструкторские работы по теме Ил‑112В.
В 2015 году компания «Ил» защитила технический проект, в 2016 году выпущена и передана на ВАСО вся документация. Планируется, что окончательная сборка первого лётного Ил‑112В завершится в начале 2017 года. К середине следующего года должен закончиться цикл цеховых и аэродромных отработок.
«Работы ведутся по нагоночному графику, в соответствии со сроками госконтракта. График предусматривает подъём первого опытного образца в середине 2017 года. Работа идёт строго по этому документу»,
— говорит директор дирекции программы Ил‑112 в компании «Ил» Дмитрий Савельев.
Проект Ил‑112В имел целый ряд особенностей. Документация на новый самолёт выпускалась сразу в двух форматах — в привычном бумажном и в цифровом. В таком комплекте эта документация и передавалась на ВАСО. В тоже время основные кооператоры ВАСО — ульяновский «Авиастар-СП» и казанское «КАПО-Композит» — уже перешли на "безбумажные" технологии, рабочие документы им передаются только в цифровом виде.
Еще одним нововведением проекта стало изготовление сразу, фактически серийной оснастки для производства Ил‑112В. Если раньше для сборки первого лётного образца оснастка изготавливалась одноразовая, сейчас она делается сразу под серию.
Для отработки систем, агрегатов и оборудования, подтверждения их характеристик, и в целом для обеспечения безопасности самолёта создаются 22 стенда. Из них десять — стенды первого вылёта, без них невозможен подъём в воздух первого лётного образца Ил‑112В. Пять стендов располагаются в компании «Ил», остальные размещены на предприятиях-соисполнителях.
Один из стендов, расположенных в компании «Ил», — стенд КСУ или стенд системы управления. В его создании участвуют также Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева и ОКБ «Аэрокосмические системы» в Дубне. Планируется, что к концу года на нём начнутся испытания. Еще один стенд, связанный с системой управления — стенд прокатки закрылков. На нём отрабатывается выпуск и уборка механизации.
Ещё один «ильюшинский» стенд предназначен для испытаний бортового аварийного самописца. На нём проходит отработка «чёрного ящика», всех его параметров, которые он будет регистрировать от взлёта до посадки.
Стенд СЭС изготавливается в Дубне. На нем будут смонтированы все блоки системы электроснабжения. До первого вылета на этом стенде будут отработаны все основные параметры электронагрузки, основные процессы, графики включения и выключения систем и оборудования.
В кооперации с Центром научно-технических услуг «Динамика» (Жуковский) создаются технические средства обучения (ТСО), среди которых на первом этапе должен быть построен экспериментальный образец-стенд для отработки и проверки, в том числе, пилотажных характеристик самолёта Ил‑112В. Центр делает для Ил‑112В технические средства обучения: процедурный тренажёр, комплексный тренажёр и учебный класс. Средства обучения должны быть поставлены вместе с самолётом для подготовки лётных экипажей эксплуатантов.
По программе создания самолёта Ил‑112В были выполнены продувки аэродинамических моделей по согласованному с ЦАГИ перечню. Было продуто шесть моделей. Первая полная аэродинамическая модель самолёта под номером «108», так называемая предварительная, была изготовлена на ВАСО в масштабе 1:24. После завершения продувок этой модели были учтены рекомендации ЦАГИ по совершенствованию аэродинамической компоновки самолёта для гарантированного достижения заявленного аэродинамического качества, модель была доработана АК Ильюшина. Доработанная 108-я модель была продута ещё раз на первом этапе проектирования и полученные результаты подтвердили, что уровень аэродинамического качества достигнут.
После защиты технического проекта, когда конфигурация самолёта была «заморожена», модель стала исполнительной и полностью соответствующей самолёту Ил‑112В. Далее были выполнены продувки основной исполнительной модели, завершившиеся в декабре 2015 года. В процессе этой работы были определены и подтверждены все аэродинамические характеристики самолёта, включая эффективность механизации крыла и органов управления, а также влияния обдува крыла винтами.
Полученные данные были сведены в банк аэродинамических характеристик, который является составной частью математической модели движения самолёта и предъявлены Заказчику. После этого был выполнен расчёт характеристик устойчивости и управляемости самолёта во всех ожидаемых условиях эксплуатации, а разработанная математическая модель установлена на пилотажный стенд ЦАГИ, на котором лётчики КБ Ильюшина выполнили полёты и дали высокую оценку лётным характеристикам будущего самолёта.
В апреле 2016 года были закончены продувки изолированного «хвоста» и изолированного «полукрыла», на которых были определены шарнирные моменты руля высоты, элеронов и руля направления, в том числе и в условиях обледенения. Результаты продувок подтвердили, что усилия управления на рычагах управления соответствуют нормированным.
В обязательном порядке продувается "штопорная модель" — её номер 2408. Она дает понять насколько быстро самолёт входит в штопор, и какими методами его можно оттуда вывести. Эти продувки показали, что Ил‑112В очень неохотно входит в штопор и выводится из него стандартным методом. Поэтому лётные испытания будут проходить без противоштопорного парашюта. Также продувался полунатурный воздушный винт АВ‑112, чтобы подтвердить расчётные тяги, которые гарантировала компания «Аэросила». Эта работа была выполнена в конце апреля 2016 года. Испытывалась также флаттерная модель.
В кооперации по выпуску самолёта Ил‑112В участвуют более 50 организаций. Самолёт полностью российский, с полным импортозамещением. Основные кооперанты ВАСО по проекту Ил‑112В — «Авиастар-СП» и «КАПО-Композит». В Казани изготавливают тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, панели хвостовой части крыла, панели элеронов, триммеров рулей высоты и рулей направления. В Ульяновске - панели фюзеляжа, люки и двери. К началу сентября первый комплект панелей фюзеляжа на первую машину уже получен. Закончилась сборка отсека Ф‑3, идёт сборка отсеков Ф‑2 и Ф‑1. Поставка люков и дверей запланирована на сентябрь 2016 года. До конца года должен быть изготовлен каркас самолёта — фюзеляж и крыло, и переданы в цех предварительной сборки.
Не менее важный кооператор проекта Ил‑112В — петербургская компания «Климов», она разрабатывает для самолёта двигатель ТВ7–117СТ. Линейка двигателей ТВ7–117 изначально создавалась и для самолётов, и для вертолётов. Под техзадание на Ил‑112В делается новая самолётная версия с использованием наработок, полученных при создании вертолётного варианта двигателя.
В середине сентября 2016 года Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) сообщила, что до конца 2019 года создаст 16 турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ и 50 двигателей ТВ7-117В – для многоцелевых вертолётов Ми-38. Долгосрочный контракт на поставку двигателей ТВ7-117СТ был заключён в 2016 году и должен быть исполнен до 2019 года. В рамках ОКР предусмотрена поставка 16 двигателей. Первые два двигателя должны быть переданы на ВАСО в феврале 2017 года.
Мощность двигателя ТВ7-117СТ на максимальном взлётном режиме составляет 3000 л.с., а на повышенном чрезвычайном режиме достигает 3600 л.с.
По контракту на опытно-конструкторские работы на ВАСО будет построено два самолёта. Первый будет использоваться в лётных испытаниях. Второй самолёт будет ресурсный для проведения испытаний в ЦАГИ.
По правилам первый самолёт должен изготавливаться для статических испытаний, второй — лётный, третий — ресурсный. Но из-за ограниченных средств и сжатых сроков предварительные статические испытания пройдут на первом лётном, чтобы разрешить коммерческую эксплуатацию. Второй, ресурсный самолёт тоже комбинированный - на нём будет сначала будет нарабатываться ресурс, который позволит первому самолёту отлетать 2 500 часов испытаний. Потом этот же экземпляр будет переоборудован в статический и его будут испытывать на прочность.
К проекту Ил‑112В привлечено пристальное внимание как будущего эксплуатанта — Минобороны России, так и федеральных ведомств, в частности, Минпромторга России. Об этом заявил во время совещания в Воронеже замминистра обороны России Юрий Борисов. Он озвучил и планы Минобороны России по Ил‑112В — контракт на серийное производство 48 транспортников российское военное ведомство намерено подписать в 2017 году.
По этому контракту два серийных самолёта с заводскими номерами 0103 и 0104 будут с 2019 года использоваться в опытно-конструкторских работах. Делается это для сокращения сроков реализации ОКР. Таким образом, к проведению всего комплекса наземных и лётных испытаний, намеченных на 2020 год, будут привлечены четыре самолёта с учётом тех, что уже заложены на стапелях ВАСО.
Лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В
Лёгкий военно-транспортный самолёт Ил‑112В предназначен для транспортировки широкой номенклатуры грузов, включая различные виды вооружений, военной техники и личного состава. Ил‑112 придёт на смену самолётам Ан‑26 российских Военно-космических сил.
Обеспечивается возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму CAT II ICAO и ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении
аэродромы.
Длина самолёта составит 24,15 м, высота 8,89 м, размах крыла 27,6 м, диаметр фюзеляжа 3,29 м. В качестве силовой установки будут использоваться два двигателя ТВ7–117СТ с максимальной мощностью 3 500 л. с., оснащённые воздушными винтами АВ‑112. Максимальная взлётная масса самолёта составит 21 т, максимальная полезная нагрузка 5 т. Ил‑112В будет развивать крейсерскую скорость 450–500 км/ч. Его максимальная высота полёта — 7 600 м, а дальность полёта с полезной нагрузкой 3,5 т — 2 400 км.
Разработчиком Ил‑112В является Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, окончательная сборка воздушных машин будет производиться на ВАСО. В декабре 2014 года на ВАСО была начата подготовка к постановке на производство опытных образцов самолёта Ил‑112В.
По материалам журнала ОАК "Горизонты" / №3 (11). 2016