Военно-транспортная авиация лёгкого класса

Обеспечение аэромобильности наземных войск - одно из главных условий при подготовке и ведении современных локальных войн. Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет широкий круг задач по перевозке личного состава, вооружения и военной техники, материально-техническому обеспечению, эвакуации раненых и т. д. В последние годы ВТА стала широко применяться для выполнения миротворческих и гуманитарных миссий — доставка продуктов и медикаментов в районы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, эвакуация пострадавших, переброска подразделений миротворческих сил ООН для поддержания мира в «горячих» точках планеты.

Производители военно-транспортных самолётов (ВТС) и авиационные эксперты до сих пор не пришли к единому мнению относительно их классификации. Тем не менее, наиболее часто применяемая классификация ВТС по критериям грузоподъёмности и дальности полёта предполагает разделение ВТС на три класса: лёгкие тактические ВТС (ЛВТС) с массой полезной нагрузки до 10 тонн, оперативно-тактические ВТС среднего класса грузоподъёмностью 10–40 тонн, стратегические тяжёлые ВТС грузоподъемностью более 40 тонн.

В статье предлагается краткий обзор состояния и перспектив развития рынка самого многочисленного класса лёгких рамповых военно-транспортных самолётов с турбовинтовыми двигателями на ближайшее десятилетие до 2025 года.

«Особенностью рынка военно-транспортных самолётов является совершенствование самолётов в рамках классической схемы высокоплана с крылом малой стреловидности, имеющим развитую механизацию, многодвигательную силовую установку и заднее расположение грузовой рампы, — говорит руководитель направления сводного анализа и контроля программ Дирекции программ
военной авиации ОАК Сергей Моисеев. — Революционных изменений аэродинамической компоновки, типа силовой установки и выход на крейсерские сверхзвуковые скорости в ближайшей перспективе не предвидится.

Поэтому в рамках классической схемы постоянно совершенствуются и сохраняют свой экспортный потенциал, отметивший свое шестидесятилетие, американский С‑130 Hercules, последние модификации итальянского С‑27J Spartan и испанского C‑295М, базовые модели которых G‑222 и CN‑235М, соответственно, разработаны в 70–80-х годах прошлого века».

Ведущее положение на рынке занимают ЛВТС С‑295 производства подразделения европейской компании Airbus Group — Airbus Defence and Space и С‑27J Spartan итальянской компании Leonardo-Finmeccanica. Госпредприятие «Антонов» совместно с саудовской компанией Taqnia приступили к реализации программы по разработке и производству модернизированной версии Ан‑32 под обозначением Ан‑132. В России полным ходом реализуется программа разработки Ил‑112В, первый полёт которого запланирован на лето 2017 года.

«В настоящее время происходит некоторое перераспределение потребностей сектора рынка ВТС в части увеличения потребности в лёгких и снижения потребности в тяжёлых военно-транспортных самолётах, — считает Сергей Моисеев. — Это обусловлено, прежде всего, опытом боевых действий в локальных конфликтах, где зачастую возникает необходимость оперативно перебросить один-два контейнера грузов или 20–30 человек личного состава на относительно небольшие расстояния с использованием ВПП ограниченной длины в 700–800 метров. Использование для этих целей средних военно-транспортных самолётов, например С‑130, нерационально с экономической точки зрения».



Увеличению спроса способствует также всё более широкое использование ЛВТС для создания комплексов специального назначения: непосредственной авиационной поддержки, радиолокационного наблюдения и наведения, радиоэлектронного противодействия, морских патрульных и противолодочных самолётов.

«Общие потребности рынка ЛВТС в период с 2016 по 2025 годы оцениваются — порядка 260 самолётов, — говорит Сергей Моисеев. — Лидирующее положение на рынке до 45% сохранит С‑295, на втором месте с долей 35% останется С‑27J. Ан‑132 при благоприятных обстоятельствах и активной маркетинговой политике может занять до 15% рынка. Не исключены и первые поставки на экспорт Ил‑112В с долей порядка 5%».

c295-persuader-2hrC‑295

Турбовинтовой ЛВТС производства Airbus Defence and Space. Разработан испанской фирмой CASA (позднее вошедшей в Airbus) с участием индонезийской компании Industri Pesawat Terbang Nusantara на основе его предшественника СN‑235. С‑295 по сравнению с СN‑235 имеет удлинённый фюзеляж, более мощные и экономичные турбовинтовые двигатели, позволившие увеличить на 50% дальность и грузоподъёмность.

Первый полёт прототипа самолёта состоялся в 1997 году, серийное производство развёрнуто в 2000 году. Поставка первого серийного самолёта ВВС Испании выполнена в 2001 году. Всего за период производства поставлено заказчикам из 21 страны 144 самолёта С‑295 различных модификаций. Портфель заказов составляет более 20 самолётов.

Основными модификациями самолёта являются:

  • C‑295M — основной военно-транспортный вариант;
  • C‑295W — модифицированный транспортный вариант, созданный в 2013 году, оборудованный законцовками-винглетами и модифицированным двигателем;
  • NC‑295/CN‑295 — лицензионный C‑295, выпускаемый в Индонезии;
  • AC‑295 Gunship — самолёт непосредственной авиационной поддержки. Разработан по заказу ВВС Иордании, вооружён 30-миллиметровой авиационной пушкой и 70-миллиметровыми корректируемыми авиационными ракетами типа APKWS;
  • C‑295MPA Persuader — морской патрульный и противолодочный вариант, оборудованный шестью точками подвески для размещения торпед и управляемых ракет класса «воздух-корабль;
  • C‑295 AEW&C — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, оснащён РЛС с АФАР компании IAI (Israel Aerospace Industries).

Кроме того, с 2016 года проводятся работы по установке на С‑295 оборудования «шланг-конус» для выполнения дозаправки топливом в воздухе вертолётов и других ЛА с невысокой скоростью. Дозаправка будет осуществляться из основных баков. По требованиям заказчиков возможна установка в грузовом отсеке дополнительных топливных баков.

Планируется расширение возможностей С‑295 в части выполнения задач радиоэлектронной разведки. Оборудование для проведения радиотехнической и радиоразведки предполагается устанавливать на специальных поддонах в грузовом отсеке, что позволит при необходимости оперативно возвращать самолёт в транспортную конфигурацию.

В мае 2015 года C‑295 был объявлен победителем тендера ВВС Индии на поставку 56 ЛВТС. Планируется 16 самолётов поставить в лётном состоянии, остальные 40 собрать в рамках программы "Made in India" по лицензии в Индии компанией Tata Advanced Systems.

Из 144 самолётов два потеряны в авиационных катастрофах: один ВВС Алжира и один ВВС Польши. Морской патрульный и противолодочный варианты поставлены в Алжир. Имеются заказы от ВВС Чили, Португалии и Омана. Среди потенциальных заказчиков называют Австралию, Канаду, Индию, Перу, Тайвань и Индонезию.

AleniaС‑27J Spartan

В 1997 году компании Alenia Aeronautica (позднее ставшая частью Leonardo-Finmeccanica) и Lockheed Martin образовали совместное предприятие LMATTS (Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems) и приступили к разработке ЛВТС С‑27J Spartan на базе самолёта G.222.

На С‑27J Spartan установлено оборудование кабины и двигатели, используемые на более современном варианте C‑130J Super Hercules, что позволило увеличить на 35% дальность полёта и на 15% крейсерскую скорость по сравнению с G.222. Из-за высокой степени унификации оборудования и систем С‑27J Spartan с C‑130J Super Hercules получил также название Half Hercules (наполовину Геркулес).

Первый полёт самолёта состоялся в 1999 году, серийное производство развернуто в 2001 году. Первый серийный самолёт поставлен ВВС Италии в 2007 году.

Основными модификациями самолёта являются:

  • C‑27J — основной военно-транспортный вариант для ВВС Италии и иностранных заказчиков;
  • C‑27А — военно-транспортный вариант для ВС США;
  • МC‑27J Praetorian — многоцелевой самолёт, предназначенный для решения задач управления, связи, ретрансляции сигналов и непосредственной авиационной поддержки, вооружен 30-миллиметровой авиационной пушкой и управляемыми ракетами «воздух-поверхность» Brimstone или Hellfire;
  • EC‑27 Jedi (jamming and electronic defence instrumentation) — самолёт радиоэлектронного противодействия.

В 2006 году совместное предприятие LMATTS было распущено, когда Lockheed Martin предложил C‑130J как соперника C‑27J в конкурсе на закупку 78 военно-транспортных самолётов для сухопутных войск и ВВС США по программе JCA (Joint Cargo Aircraft) общей стоимостью $2,04 млрд. В конкурсе принимал участие также С‑295. В июне 2007 года победителем в конкурсе был определен C‑27J компании Alenia Aeronautica, вышедшей на конкурс совместно с американской компанией L‑3 Communications в качестве головного исполнителя контракта.

Первый самолёт под обозначением С‑27А был поставлен вооруженным силам США в октябре 2008 года. В дальнейшем из-за бюджетных сокращений заказ был уменьшен до 38 самолётов, а затем в 2012 году до 21 С‑27А. Всего за период производства поставлено 67 самолётов С‑27 различных модификаций заказчикам из десяти стран. Портфель заказов составляет более 15 бортов. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются Нигерия, Тайвань, Египет, Оман, Канада и ряд других стран.

an-132Ан‑132

В мае 2015 года госпредприятие «Антонов» и саудовская компания Taqnia Aeronautics Co. подписали Соглашение о разработке и производстве лёгкого транспортного самолёта Ан‑132 в Саудовской Аравии. Новая модель самолёта будет создана на базе Ан‑32. В свою очередь Ан‑32 разработан в 70-х годах на основе Ан‑26 специально для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Первый полёт опытного самолёта Ан‑32 состоялся в 1977 году, серийного — в 1983 году. Всего выпущено более 350 самолётов.

Только в Индии в эксплуатации находятся более 100 модернизированных госпредприятием «Антонов» Ан‑32. Кроме того, самолёты были поставлены в Афганистан, Бангладеш, Никарагуа, Экваториальную Гвинею, Перу, Эфиопию, Шри-Ланку и Мексику.

На Ан‑132 будут установлены двигатели Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, современный комплекс авионики компании Honeywell и ряд других систем западного производства. В соответствии с планами ГК «Антонов», сборка самолета-демонстратора Ан‑132 должна быть завершена во втором квартале 2016 года, а первый полёт состояться в конце текущего года.

После выполнения серии испытательных полётов на Украине, а затем в Саудовской Аравии, партнёры по программе — «Антонов», Taqnia Aeronautics Co. и Центр научных исследований и технологий им. короля Абдулазиза (KACST — King Abdulaziz City for Science and Technology) представят самолёт потенциальным заказчикам.

По результатам презентации госпредприятие «Антонов» планирует подписать новый контракт, предусматривающий продолжение программы Ан‑132: проведение сертификации, запуск самолёта в серийное производство и поставку заказчикам.

il-112vИл-112В

У этого самолёта непростая судьба, связанная с многочисленными длительными приостановками работ по проектированию. Первоначальная версия машины начала разрабатываться в 1993 году в пассажирском варианте на 44 кресла. В военно-транспортном исполнении Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов. Самолёт должен заменить транспортный Ан-26, созданный в конце 60-х годов на базе пассажирского самолёта Ан-24.

23 декабря 2014 года Министерство обороны Российской Федерации и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» подписали государственный контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Заключение контракта на серийную поставку партии из 48 самолётов планируется подписать в 2017 году.

Особенностью этого самолёта является то, что его авионика, материалы и комплектующие будут только российского производства, кооперации с иностранными поставщиками не предполагается.

Самолёт будет оснащаться двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ, которые смогут на чрезвычайном режиме обеспечить мощность более 3600 л.с. каждый. Пятиопорное шасси и боротовое радиолокационное оборудование позволят самолёту осуществлять взлёт/посадку как на бетонные, так и на грунтовые необорудованные аэродромы. Максимальная взлётная масса самолёта составит 21 т, максимальная полезная нагрузка 5 т. Ил-112В будет развивать крейсерскую скорость 450–500 км/ч. Его максимальная высота полёта - 7600 м, а дальность с полезной нагрузкой 3,5 т - 2400 км.

В АК им. Ильюшина с оптимизмом смотрят на перспективы нового транспортного самолёта. Первоначально в ОКБ рассчитывают на поставки по госзаказу внутри страны - необходимо заменить порядка 150 устаревших и вырабатывающих свой ресурс Ан-26, включая специальные варианты. Всего в мире в эксплуатации находятся около 600 таких самолётов, и у Ил-112В есть хорошие перспективы заменить эти машины в тех странах, которые хорошо знакомы с российской техникой и лояльны к нашей стране.

В начале 2017 года ожидается выкатка первого опытного образца, а летом 2017 года должен состояться первый полёт самолёта. Начало серийных поставок намечено на 2018 год.

Сравнение ЛТХ лёгких военно-транспортных самолётов:

С-27J С-295М Ан-132 Ил-112В
Первый полёт, год 1999 1997 - 2017
Максимальная взлётная масса, т. 30,5 23,2 27,0 21,0
Макс. масса полезной нагрузки, т. 9,0 9,7 6,7 6,0
Максимальный запас топлива, л. 12 000 7 650 5 445 7 200
Общее число мест: солдат/десантников 62/46 78/48 50/42 44
Крейсерская скорость, км/час 580 480 530 500
Макс. дальность полёта, км:
с максимальной заправкой топлива 4537 2350 - 3400 (с полезной нагрузкой 3,5 т)
с максимальной полезной нагрузкой 1370 1348 1179 1000
Длина разбега при взлёте, м 1000 800 760 870
Длина пробега на посадке, м 500 800 760 600
Тип двигателя Rolls Royce АЕ-2100-D2 Pratt & Whitney Canada PW127 Pratt & Whitney Canada PW150 АО "Климов" ТВ7-117СТ
Мощность двигателя, л.с. 4650 4645 4850 3600

Источники:

  • Корпоративный журнал ОАК "Горизонты" / №3 (11). 2016
  • Aviation Explorer (http://www.aex.ru/news/2016/9/16/159684/)
  • Авиация России (http://aviation21.ru/il-112v-lyogkij-voenno-transportnyj-samolyot/)
  • Википедия
Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...