В ночь с 25 на 26 февраля Евросоюз опубликовал обновленный пакет санкций против России в связи с военной операцией на Украине. Документ, в частности, запрещает поставки российским авиакомпаниям гражданских самолётов иностранного производства и запчастей к ним.
Запрет вводится на новые поставки, а также на техобслуживание и страхование всех ВС, а уже сданные в лизинг самолёты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю в течение месяца. Как пишет «
«
Решение руководства S7 о временном прекращении полётов в Европу с 24 февраля, по данным «Коммерсанта», может быть связано с опасениями изъятия бортов.
По данным агентства Cirium, у иностранных лизинговых компаний находится 55% всего российского авиационного флота. Авиакомпании России эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолётов. Всего, согласно транспортной стратегии РФ, в 2020 году авиакомпании РФ эксплуатировали 1,29 тыс. самолётов всех типов и 2,26 тыс. вертолётов. Самолётов зарубежного производства на тот момент насчитывалось 824 (64%), вертолётов — 1,459 тыс. (36%).
Сверхжёсткие санкции Евросоюза против российской авиаотрасли приведут гражданскую авиацию РФ к коллапсу. Однако оставлять страну без авиаперевозок нельзя, и Правительство может принять решения, которые позволят компаниям не возвращать ВС лизингодателям. Источники «Ъ» в авиакомпаниях отмечают, что подобная конфискация бортов означала бы «самоубийство»: в будущем при нормализации отношений ни один лизингодатель не даст такой компании свои самолёты.
Но в тоже время, эти санкции не краткосрочные, и в обозримой перспективе, даже при нормализации отношений, они отменены не будут. Примером тому служат действия Евросоюза после госпереворота на Украине в 2014 году и воссоединения России с Крымом.
В данной ситуации неоспоримую выгоду может получить Boeing. Пока из-за океана не звучало никаких заявлений о запрете на американские самолёты, но англосаксонская солидарность, скорее всего, будет соблюдена. При этом не стоит также забывать, что США могут просто «кинуть» своих европейских партнёров и аналогичных санкций не вводить.
Кроме лизингодателей под удар еврочиновников уже попали крупнейшие европейские авиакомпании, которые летают в страны Юго-Восточной Азии, а также в Китай, Японию и Южную Корею. Помимо того, что для них закрыто российское воздушное пространство, а следовательно, и кратчайший Транссибирский маршрут, они на этих направлениях будут нести убытки из-за необходимости большего расхода топлива для более продолжительного полёта, меньшего количества выполняемых рейсов, более дорогих билетов как следствие, становятся неконкурентоспособными по отношению к авиакомпаниям из перечисленных стран.
Вместе с тем пострадают и сами лизингодатели. Европейские авиаперевозки ещё не вернулись к доковидному уровню, и часть самолётов в Европе остаётся на земле уже длительное время. Пристроить сотни единовременно освобождающихся бортов проблематично, если это не грузовые самолёты.
Сейчас в Правительстве РФ идут консультации с бизнесом и различными госкомпаниями о возможном ответе на беспрецедентное санкционное давление. И ответить есть чем.