29 апреля 2025 года опытный самолёт МС-21-310 (б/н 73055), прошедший на Иркутском авиазаводе модификацию по программе импортозамещения, совершил первый полёт. Самолётом управлял экипаж в составе: Героя России, директора по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» Романа Таскаева и лётчика-испытателя первого класса ПАО «Яковлев» Александра Гуськова. За работой бортовых систем следили и фиксировали их параметры ведущие инженеры по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» Александр Попов и Александр Соловьёв. В интервью пресс-службе ОАК сразу после приземления экипаж рассказал о том, как прошёл первый полёт и оценил его результаты.
Роман Таскаев подчеркнул, что аэродинамические характеристики самолёта остались прежними, так как конструкция планера не менялась. При этом характеристики импортозамещённого оборудования не уступают, а по некоторым параметрам даже превосходят зарубежные аналоги. Экипаж доволен работой всех систем.
«Мы удовлетворены работой комплексов, удовлетворены работой систем, мы ждём, не дождёмся, когда нам разрешат следующие работы. Энергосистема, она в основном претерпела наибольшие изменения в ходе импортозамещения. Поэтому основное наше внимание было уделено именно энергосистеме, потому что от неё работают и все остальные системы», – сказал Роман Таскаев.
По словам Александра Гуськова, во время первого полёта были выполнены стандартные режимы для оценки устойчивости и управляемости самолёта. Проверялись разные конфигурации: с выпущенными и убранными закрылками и шасси. Также экипаж оценил как системы работают при приближении к предельным значениям скорости – максимальной и минимальной.
«Естественно, здесь есть определённая методика, всё идёт от простого к сложному. Сначала выполняется просто проход, смотрим, как самолёт себя ведёт у земли, на 100 метров мы его выполнили, ушли дальше, выпустили [закрылки] в промежуточное положение с колёсами. Посмотрели также, как идёт при уходе на второй круг, есть ли при увеличении оборотов какая-нибудь реакция. После этого выполнили два захода на посадку, второй завершился посадкой», – рассказал он.
Александр Попов отметил, что задачей инженерно-испытательного экипажа был углублённый контроль за работой систем. Для этого на мониторы специально оборудованных мест выводятся дополнительные параметры, позволяющие детально оценивать работу оборудования. Также инженеры оказывали методическую помощь лётчикам. По его словам, полёт прошёл отлично, все системы работали штатно.
Александр Соловьёв также поделился положительными впечатлениями. Все режимы выполнили успешно, системы показали хорошую работоспособность. Никаких проблем не обнаружили, добавил он.
От надёжной работы бортовой энергосистемы зависят все остальные системы самолёта. Именно система электроснабжения и распределения электроэнергии вызвала наибольшие сложности и задержки в процессе импортозамещения. Общая протяжённость кабельной сети на самолётах МС-21 составляет более 70 километров.
Источник сайта «Авиация России» в ЛИИ им. Громова отметил повышенную сложность системы и привёл в пример французскую компанию Thales, специалистам которой потребовалось семь лет на разработку аналогичной системы для МС-21-300. Российским инженерам удалось решить эту задачу в более короткие сроки. «Теперь, когда работоспособность системы электроснабжения подтверждена, работы по интеграции отечественных компонентов на других машинах (борт 73057 и нескольких серийных самолётах) будут ускорены», – сказал он.
В планах на май – выполнить 3-4 полёта по программе доводочных испытаний для оценки аэродинамических поправок системы СВС, САРД (на большой высоте), а также совместной работы БИНС и ВСС на оценку точности навигации. После этого самолёт перегонят в Жуковский, где пройдут сертификационные испытания.
• СВС – система воздушных сигналов;
• САРД – система автоматической регулировки давления;
• БИНС – бесплатформенная инерциальная навигационная система;
• ВСС – вычислительная система самолётовождения (FMS, Flight Management System).