Бортовая кабельная сеть самолёта представляет собой сложную систему, аналогичную нервной системе человека. Для каждого агрегата должны подключаться провода строго установленного конструкторами сечения, нельзя ошибиться при изготовлении жгутов и монтаже кабельной системы, в дальнейшем при тестировании кабельной системы, найти где была допущена ошибка и какой провод подсоединён неправильно или не подключен к электросистеме вообще, будет затруднительно.
По мере того, как в современные авиалайнеры внедряются новые автоматизированные системы и технологии, количество проводов резко возрастает. В самолёте могут быть десятки километров проводов. В самолётах семейства Boeing 737 в зависимости от модификации их используется от 65 до 72 километров, в самолётах МС-21 — более 70 километров. Функционирование агрегатов самолёта A380 обеспечивают 512 километров проводов.
При импортозамещении на самолётах МС-21 на машинах с бортовыми номерами 73055 и 73057 кабельная система от иностранного поставщика демонтировалась одной из первых. Установка отечественных систем возможна только после монтажа всей кабельной сети. И именно прокладка многочисленных и многокилометровых жгутов с проводами является наиболее трудоёмкой работой по замене импортных систем и агрегатов на самолёте.
Первым опытным самолётом МС-21, на котором была заменена кабельная система, стал борт 73051. Летом 2022 года в ходе ремоторизации самолёта под двигатели ПД-14 одновременно с заменой бортовой кабельной сети, были установлены новые пилоны, обновлено программное обеспечение.
В июне 2023 года на ИАЗ выполнил перелёт борт 73055. Его первый полёт с российскими системами и комплектующими первоначально планировался на ноябрь 2023 года. Затем несколько раз переносился, сначала на лето, а затем на декабрь 2024 года. Однако пока самолёт находится в лётно-испытательном комплексе Иркутского авиазавода, где продолжаются работы по подготовке к первому полёту после импортозамещения. Источник сайта «Авиация России» в ЛИИ им. Громова пояснил, что именно работы по установке на борт новой кабельной системы стало одной из причин задержек с началом полётов этого самолёта.
На сегодняшний день автоматизировать процесс изготовления жгутов кабельной сети в аэро-космической отрасли не представляется возможным, поэтому в странах, которые обладают современной авиационной промышленностью, существуют компании и предприятия, где на специальных стендах километры проводов увязывают в готовые жгуты. В 2019 году на Иркутском авиазаводе компания «Промтех-Иркутск» ввела в строй цех по производству бортовой кабельной сети для самолёта МС-21. Близость сборочных цехов к производителю бортовой кабельной сети даёт возможность по мере роста выпуска самолётов МС-21 гибко наращивать и производство жгутов.
Профессия электромонтажника требует высокого уровня внимательности, усидчивости и точности, наилучшим образом для такой работы подходят женщины. Ярким примером этого является электромеханический завод «Пегас» в Костромской области, где изготавливается бортовая кабельная сеть для самолётов «Суперджет 100».

Электромонтажница цеха № 206 по производству бортовой кабельной сети МС-21 Оксана Шипановская, имеющая 37-летний опыт работы на Иркутском авиазаводе, отмечает, что прокладка проводов в жгуте требует аккуратности и скрупулёзности.
«Соединить провода в жгут непросто: каждый раз они могут лечь по-разному. Но тем работа и интересна, что нет одинаковых задач. Важно не перепутать сечение кабелей, сверить всё со схемами – проводок к проводку. На сборку одного жгута может уйти несколько дней, а всего в самолёте – десятки километров проводов», – рассказала Оксана Шипановская о своей работе.
Процесс подготовки монтажников бортовой кабельной сети МС-21 организован на авиазаводе непосредственно в этом цехе, где новички проходят полугодовое обучение, осваивая теорию и закрепляя знания на практике под руководством опытных наставников. Становление профессионального монтажника занимает не менее трёх-четырёх лет.