На выставке «Аэронет-2035», которая проходит в павильоне «Космос» на ВДНХ, представлена модель самолёта короткого взлёта и посадки «Партизан». Лётный демонстратор этого воздушного судна покажут на авиасалоне МАКС-2023. Об этом
«Начато изготовление самолёта-демонстратора. Наша цель – показать самолёт на выставке МАКС-2023. Не могу сказать, что он точно будет там летать, но демонстратор мы соберём и покажем. Весной 2023 года планируется выкатка самолёта, также в следующем году начнутся лётные испытания», – сказал он.
По словам представителя ФПИ, ограниченные партии самолётов «Партизан» могут производиться в Новосибирске силами Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина в кооперации с партнёрами. Возможности серийного производства на авиационных заводах сейчас рассматриваются.
Проект «Партизан» ведётся с 2019 года силами СибНИА и ФПИ. Это будет турбовинтовой однодвигательный самолёт, выполненный по аэродинамической схеме биплан. Дополнительная винто-моторная группа на нижнем крыле, состоящая из электродвигателей со складывающимися воздушными винтами, за счёт активного обдува крыла обеспечивает высокую подъёмную силу.
На первом этапе реализации проекта была создана аэродинамическая модель на базе самолёта ТВС-2МС. Эта летающая лаборатория демонстрировалась на авиасалоне МАКС-2021. Тогда посетители мероприятия смогли воочию убедиться, что ТВС-2МС с активным обдувом крыла взлетает за несколько секунд после начала разбега.
Второй этап предусматривает изготовление демонстратора технологий и проведение его испытаний в аэродинамической трубе. Представленный на выставке «Аэронет-2035» макет демонстратора говорит, что теперь за основу взят самолёт ТВС-2ДТС.
В рамках второго этапа в первой половине 2022 года была выполнена доработка управления нижними закрылками в режиме элеронов на летающей лаборатории ТВС-2МС для улучшения управляемости на малых скоростях. На самолёт установили композитные трёхлопасные винты (взамен двухлопастных) с более высокими показателями прочности и тяги и провели испытания модернизированной гибридной силовой установки.
В июне-2022 летающая лаборатория на базе самолёта ТВС-2МС выполнила пробежки по полосе и лётные испытания, в процессе которых подтвердилась увеличенная тяга распределённой силовой установки, снижение шума винтов и более устойчивое управление по крену на малых скоростях.
На третьем этапе проекта «Партизан» в конце 2022 года должны были пройти лётные испытания демонстратора в пилотируемом и беспилотном режимах. Сейчас из слов Яна Чибисова стало очевидно, что реализация третьего этапа перенесена на вторую половину 2023 года.
Максимальная взлётная масса демонстратора технологий составит 3380 кг, он будет способен перевозить полезную нагрузку до одной тонны на расстояние до 1000 километров при скорости 250 километров в час, максимальная скорость – 315 километров в час. Самолёт будет способен осуществлять взлёт-посадку на неподготовленные площадки размером 50 на 50 м.