Второго декабря 2021 года самолёт А321 VQ-BGU авиакомпании S7, на борту которого находилось 199 пассажиров и семь членов экипажа, выполнял рейс из Магадана в Новосибирск. Практически сразу после взлёта из аэропорта Сокол командир экипажа Михаил Кулагин доложил на землю об обледенении и решении возвратиться в аэропорт вылета. Об этом сообщил
По его словам, самолёт был обработан противообледенительной жидкостью, но проблемы начались буквально через пару минут после взлёта. Все приборы отказали, началась болтанка и провалы по высоте до двух тысяч метров.
«После взлёта, где-то на 1400 футов, грубо говоря 400 метров, убрали колёса, закрылки успели и всё. Буквально через две минуты после взлёта заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда.
Мы ничего заметить не могли [ещё в аэропорту] – на Airbus 321 крыло вынесено достаточно далеко назад, из кабины его не видно. То есть всё происходит на доверии к обслуживающей компании, кто это всё делает [противообледенительную обработку]. И поэтому нет возможности проверить, чем нас обливали. Акт о том, чем нас обливали, мы подписали ещё перед тем, как обработка произошла, пока трап стоял перед самолётом.
Пробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка не удалась – непонятно, какая скорость, жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей никаких толком, всё примерно наугад делалось, тангажи летали. По ощущениям это всё в течение 10-15 минут было. Судя по расшифровкам, там провалы были до двух тысяч метров.
После того, как мы это поняли [что контролируем самолёт], мы дали отбой команде аварийной ситуации, это уже в Якутской зоне было, после точки INLIR», – рассказал Михаил Кулагин Т-к Baza.
По данным, полученным Росавиацией с параметрического самописца А321, лайнер с пассажирами раскачивался из стороны в сторону, выполняя крены до 47 градусов, задирал нос на 44 градуса, и мгновенно опускал его, устремляясь к земле, буквально падал, теряя за четыре минуты около 2,5 км высоты, и медленно набирал её снова. В какой-то момент самолёт совершил почти полный разворот, резко изменив курс более чем на 180 градусов, пишет «
Из-за метели в Магадане и сдвиге ветра на ВПП приземлиться в аэропорту Сокол экипаж не смог. Посадку затрудняла ещё и большая масса самолёта, заправленного топливом с расчётом полёта до Толмачёво. После неудавшейся посадки в Магадане командир отменил отправленный ранее Mayday и сообщил, что проследует в Якутск. Погода там была лучше, а кроме того, пилоты рассчитывали за время полёта частично выработать топливо. По данным того же самописца, уже в пути машина с трудом набрала высоту, и над Якутией командир сообщил, что готов продолжить рейс и совершить посадку в Иркутске, добавляет «Коммерсант».
Телеграм-канал
«Обычно самолёты перед взлётом обрабатывают противообледенительным реагентом, содержащим гликоль. Но в пробах, взятых на бетоне аэродрома, гликоля нет. Только метиловый спирт. По нашим данным, после инцидента инженер магаданского аэродрома, ответственный за подготовку лайнера к полёту, скрылся», — заявляет Shot.
Авиакомпания «Сибирь», после того как информация о некачественном обслуживании самолёта и опасной ситуации на взлёте появилась в медиапространстве, ответила на заявления в своем телеграм-канале. Об этом сообщает издание «
«Потери управления самолётом на рейсе S7 5220 Магадан — Новосибирск не было. В связи с появлением в некоторых медиа недостоверной информации, дополнительно разъясняем ситуацию:
Во время выполнения рейса S7 5220 Магадан — Новосибирск самолёт попал в зону сильного обледенения, что привело к отключению автопилота. Перед вылетом из Магадана борт прошёл противообледенительную обработку, метеоусловия для взлёта соответствовали допустимым.
S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и ещё до взлета — на земле.
Совокупность этих факторов привела к потере некоторых сигналов и попаданию воздушного судна в сложное пространственное положение. Важно отметить, что управление воздушным судном при этом потеряно не было. Пилоты S7 Airlines регулярно проходят специальные тренировки на вывод самолёта из сложного пространственного положения.
Авиакомпания активно участвует в расследовании инцидента. Уже сейчас можно сказать, что из-за обледенения показатели скорости были недостоверны. По предварительной оценке специалистов, изучающих расшифровку параметров полёта, также могли быть недостоверны и некоторые другие показатели, в том числе крена и тангажа».
В авиакомпании также сообщили, что экипаж А321 отстранен от работы на время разбирательства.
«Экипаж отстранён на время расследования, это стандартная процедура при расследовании подобных инцидентов. Также на время расследования компания ужесточит контроль за наземным обслуживанием самолётов в аэропорту Магадана», — сказала представитель компании в беседе с