На Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» Объединённая двигателестроительная корпорация показала макет перспективного двигателя СМ-100 для модернизированного учебно-боевого самолёта Як-130М. Проект является развитием базового двигателя АИ-222-25 и разрабатывается производственным комплексом «Салют».
«Новая силовая установка будет обладать повышенными характеристиками при аналогичных габаритах и весе, в частности, максимальная тяга возрастет на 20%, а ресурс – в два раза», – рассказали в ОДК.
Улучшение характеристик достигнуто за счёт повышения степени сжатия, установки современного трёхступенчатого компрессора низкого давления, внедрения модернизированных узлов камеры сгорания и турбины повышенной надёжности. В настоящее время компрессор низкого давления и турбина проходят стендовые испытания, а камера сгорания – лётные испытания.
Кроме того, в ближайшее время также будет испытан модернизированный компрессор высокого давления, который стал меньше и легче, дешевле в производстве. Также для модернизированного двигателя разработана усиленная коробка приводов, позволяющая установить привод-генератор, номинальная мощность которого в два раза выше, чем у базовой версии двигателя АИ-222-25.
«Разработка СМ-100 проводится в рамках работы по модернизации базового двигателя для учебно-боевого самолёта Як-130. Полученный в ходе работ научно-технический задел используется для модернизации двигателей АИ-222-25. Наряду с этим двигатель имеет большой потенциал для применения в сфере военной авиации, а также может рассматриваться в качестве основы семейства силовых установок для лёгких региональных и административных самолётов. Мы готовы к сотрудничеству с авиационными КБ на всех стадиях разработки летательных аппаратов», – отметил руководитель производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» Алексей Громов.
Все работы производятся в плановом порядке и находится в стадии экспериментального подтверждения характеристик модернизированных узлов авиационного двигателя.