Airbus приступил к испытаниям демонстратора масштабной модели, предназначенной для изучения преимуществ навесных перемещаемых законцовок крыла, уменьшающих нагрузки от порывов ветра.
Похожая конструкция законцовок у нового Boeing 777X предназначена для согласования размеров крыла большого удлинения с ограничениями по габаритам в аэропортах. Демонстратор AlbatrossOne даст возможность конструкторам изучить преимущества перемещаемых во время полёта винглетов.
Самолёт AlbatrossOne получил своё название от - крупной морской птицы - альбатроса, которая может преодолевать большие расстояния в планирующем полёте с широко расправленными крыльями, изменяющими свою конфигурацию, когда это необходимо для маневрирования или реакции на турбулентность. Исполнительный вице-президент по инженерным разработкам Airbus Жан-Брайс Дюмон сказал, что проект AlbatrossOne показывает, как природа может вдохновлять конструкторов.
Крыло модели самолёта, напоминающего A321, имеет шарниры, позволяющие законцовкам, составляющим четверть размаха крыла, свободно перемещаться вверх и вниз относительно горизонтальной плоскости. Полуаэроупругие шарниры фиксируются замком, предотвращающим внезапное освобождение законцовок при порывах ветра. Удлинение крыла равно 18, что примерно вдвое больше, чем у A321. Такая конструкция снижает индуктивное сопротивление, составляющее значительную долю от общего сопротивления крыла.
Разработка и строительство модели заняли 20 месяцев, работы проводились на британском предприятии Airbus в Филтоне. Планер изготовлен из композиционных материалов, в том числе армирующих полимеров из стекловолокна, деталей, полученных методом 3D-печати и фанеры.
При порывах ветра крыло с винглетами обычного самолёта передаёт большую нагрузку на фюзеляж, что требует серьёзного усиления центроплана. Возможность изменения конфигурации законцовок крыла снижает эти нагрузки, а сама конструкция может быть значительно облегчена. Airbus признает, что шарнирный механизм законцовки является достаточно сложным, но считает, что потенциально более лёгкая конструкция крыла и экономия топлива перевесят этот недостаток.
Первые полёты AlbatrossOne были направлены на обеспечение устойчивости самолёта с заблокированными и полностью разблокированными законцовками, чтобы убедиться в отсутствии побочных эффектов. Следующим шагом будет проведение испытаний при перемещении винглетов во время полёта. В дальнейшем будет разработан исполнительный механизм для складывания законцовок, чтобы самолёт мог вписаться в габаритные ограничения при парковке в аэропорту.
По материалам Flight Global
(ссылка: https://www.flightglobal.com/news/articles/pictures-albatro-in-pire-airbu-flexible-tip-demon-trator-458421/)