Канада демонстрирует неспособность защитить иностранные инвестиции и не является надёжным партнёром

Фото: © Craig Berry / CTV News Toronto

Авиакомпания «Волга-Днепр» столкнулась с пиратским захватом своего самолёта Ан-124 в Канаде – стране, выбранной когда-то для размещения главных международных авиационных организаций ICAO (The International Civil Aviation Organization) и IATA (International Air Transport Association). В пресс-службе авиакомпании сообщили о намерении канадских властей передать самолёт, который находится в частной собственности, неустановленным лицам и незаконном ими осмотре воздушного судна.

Ситуация с самолётом Ан-124-100 (RA-82078) авиакомпании «Волга-Днепр», «застрявшим» в Канаде с февраля 2022 года, вызывает серьёзные вопросы о принципах ведения международного бизнеса в этой стране. Авиакомпания столкнулась с фактической экспроприацией своего имущества, что ставит под сомнение репутацию Канады как надёжного партнёра.

27 февраля 2022 года Ан-124 прибыл в международный аэропорт Лестера Б. Пирсона (Торонто) с гуманитарной миссией. Самолёт доставил в Канаду наборы для тестирования на COVID-19 и средства индивидуальной защиты из Китая. Однако в тот же день Канада ввела санкции, запретив российским воздушным судам использовать своё воздушное пространство. В результате Ан-124 оказался заблокирован в Торонто.

В июне 2022 года Канада предприняла шаги по легализации конфискации активов, принадлежащих подсанкционным лицам. С этой целью в Закон об особых экономических мерах и Закон о правосудии для жертв коррупции иностранных должностных лиц были внесены поправки, позволяющие правительству арестовывать, конфисковывать и перераспределять активы, принадлежащие подсанкционным физическим и юридическим лицам.

В апреле 2023 года Wall Street Journal сообщила, что за стоянку самолёта набежало более 330 000 долларов США. Стоимость стоянки выросла с 0,55 до 0,58 доллара США в минуту. Аэропорт хотел бы избавиться от самолёта, но правительство Канады не отменило ограничения на вылет.

Позднее, 17 апреля 2023 года, премьер-министр Канады Джастин Трюдо и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль провели встречу в Торонто, по итогам которой Шмыгаль заявил о подготовке к конфискации Ан-124 и передаче его Украине. Эти планы вызвали обоснованное возмущение в авиакомпании «Волга-Днепр» и российском МИДе.

14 августа 2023 года авиакомпания «Волга-Днепр» направила официальное уведомление властям Канады с предложением урегулировать спор в отношении Ан-124 мирным путём. Однако это сделать не удалось, и 26 августа 2024 года «Волга-Днепр» инициировала инвестиционное арбитражное разбирательство. Компания оценила ущерб от действий канадских властей не менее чем в 100 миллионов долларов США. Авиакомпания утверждает, что Канада нарушила положения Соглашения между СССР и Канадой о поощрении и взаимной защите инвестиций от 20 ноября 1989 года.

Действия Канады вызвали неоднозначную реакцию в международном юридическом сообществе. Некоторые эксперты считают, что у Оттавы есть основания для подобных мер, поскольку они соответствуют фундаментальным целям международного права. Другие, напротив, полагают, что Канада нарушает международные правовые нормы. Так, например, The Washington Post приводит слова партнёра юридической фирмы McMillan Уильяма Пеллерина, который отметил, что Канада «переходит все границы» в отношении закона о санкциях. Глава международной торговой группы McCarthy Tétrault Джон У. Боскариоль заявил, что Канада, как страна среднего уровня, переоценивает свои возможности в масштабах этих мер.

Как украсть самолёт

13 мая 2025 года пресс-служба авиакомпании распространила информацию о попытке новых властей Канады передать самолёт третьим лицам.

«Последнее время мы получаем тревожные сообщения и кадры из Канады, на которых фиксируется попытка проникновения посторонних лиц на борт самолёта. Любые технические работы, выполняемые неквалифицированными авиационными специалистами, могут привести к серьёзным повреждениям самолёта. Данная ситуация вызывает недоумение не только с нашей стороны, но и со стороны международной общественности и представителей бизнеса, которые пока ещё продолжают работать в Канаде. По сути, санкции и вновь принятый законодательный акт, узаконивающий действия Канады, используются как инструмент для осуществления плана правительства страны по незаконному захвату самолета», – заявил генеральный директор авиакомпании «Волга-Днепр» Игорь Аксёнов.

Ан-124-100 – транспортный самолёт, способный перевозить крупногабаритные и тяжёлые грузы. В период с 2015 по 2022 годы «Волга-Днепр» выполнила более 250 рейсов в интересах Канады с 9 500 тонн негабаритных грузов для реализации промышленных проектов. Например, в 2017 году был выполнен 21 рейс для горнодобывающей компании на грунтовый арктический аэродром «Мари Ривер» в Северной Канаде для доставки тракторов, трейлеров и прицепов.

«На тот момент ни одна авиакомпания в мире не смогла предложить решение для транспортировки всего объёма нужной техники в труднодоступный аэропорт с ограниченной наземной инфраструктурой в тяжёлых арктических условиях», – прокомментировали в пресс-службе.

Ситуация с задержанием Ан-124 в Торонто и попытками его конфискации ставит под вопрос инвестиционную привлекательность Канады. Действия властей могут отпугнуть иностранных инвесторов, опасающихся экспроприации их активов по любым надуманным или не совсем легитимным причинам. Представитель авиакомпании «Волга-Днепр» отметил, что разрешение спора в соответствии с нормами международного права и возврат самолёта укрепили бы репутацию Канады как делового партнёра, которому можно доверять.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (23 оценок, среднее: 3,74 из 5)
Загрузка...