С февраля 2022 года в аэропорту Торонто находится транспортный самолёт Ан-124-100 (RA-82078) авиакомпании «Волга-Днепр». Самолёт не может покинуть Канаду из-за санкций, введённых режимом Трюдо в отношении Российской Федерации, и Оттава ищет возможности его передачи Украине.
Корреспондент газеты The Washington Post в Канаде Аманда Коллета в
В июне власти Канады арестовали российский самолёт и намерены сотрудничать с Киевом, чтобы использовать его «для выплаты компенсации жертвам нарушений прав человека, восстановления международного мира и безопасности или восстановления Украины». Из группы G7 Трюдо первый, кто намерен подправить законодательство своей страны, чтобы узаконить воровство по политическим мотивам, но в его правительстве признают, что «новый режим не опробован и, вероятно, столкнётся с юридическими проблемами». В России такие действия называют воровством, циничной и бесстыдной кражей.
«Канада переходит все границы в отношении закона о санкциях, – заявил партнёр международной торговой группы юридической фирмы McMillan в Оттаве Уильям Пеллерин. – Другие юрисдикции рассматривали возможность сделать то же самое и пришли к выводу, что они не могут этого сделать».
Глава международной торговой группы McCarthy Tétrault в Торонто Джон У. Боскариоль, сказал, что Канада, как страна среднего уровня, преувеличивает свои возможности с точки зрения масштабов этих мер. Её союзники, по его словам, очень внимательно следят за тем, как это будет происходить.
Законодательство США позволяет президенту арестовывать и распоряжаться некоторыми иностранными активами, если страна вовлечена в вооруженные действия или подверглась нападению со стороны иностранного государства или иностранных граждан. Правительство также может наложить арест и конфисковать активы, если суд установит, что есть вероятные причины того, что активы связаны с преступлениями, например, это доходы от мошенничества, нарушения санкций или отмывания денег. В 2022 году Конгресс США одобрил, а Байден подписал закон, который позволяет Министерству юстиции при узком стечении обстоятельств направлять доходы от определённых конфискованных активов Государственному департаменту на благо Украины. Некоторые представители юстиции заявили, что расширение этих полномочий было бы полезным.
Новые полномочия Канады, расширяющие её существующий закон о санкциях, гораздо более обширны. Они позволяют правительству арестовывать замороженные активы, которые находятся в Канаде и принадлежат, удерживаются или контролируются прямо или косвенно организацией из её санкционного списка, при этом совершенно не требуется, чтобы активы имели связь с преступлением или криминалом. Затем правительство может обратиться в суд с ходатайством о конфискации имущества, распорядиться имуществом и использовать вырученные средства для восстановления иностранного государства или выплаты компенсации его населению.
В марте Всемирный банк подсчитал, что восстановление Украины может стоить не менее 411 миллиардов долларов, и союзники Киева на Западе хотят, чтобы Россия оплатила этот счёт.
«Аналитики говорят, что новый режим [имеется в виду режим санкций в отношении РФ – прим. "Авиация России"], вероятно, столкнётся с проблемами по нескольким причинам, в том числе по поводу того, является ли экспроприация частной собственности приемлемой в соответствии с международными правовыми нормами, нарушает ли конституционную защиту от необоснованного обыска и ареста или нарушает двусторонние договоры», – пишет Аманда Коллета.
Но некоторые верят, что Канада сможет пережить эти испытания. В июньском рабочем документе профессор права Университета Далхаузи Роберт Дж. Карри, президент Всемирного совета по делам беженцев и миграции Фен Ослер Хэмпсон и бывший канадский министр юстиции Аллан Рок написали, что у Канады есть убедительные аргументы на своей стороне, наряду с духом закона, поскольку рассматриваемые меры полностью соответствуют фундаментальной цели международного права. «Меры Канады могут быть творческими, но они ни в коем случае не незаконны», – считают эти субъекты.
В августе «Волга-Днепр» предложила канадским властям урегулировать спор в соответствии с положением инвестиционного договора 1989 года между двумя странами, который касается споров, возникающих в связи с экспроприацией. «Если спор не будет урегулирован в течение шести месяцев с момента получения Канадой уведомления, то авиакомпания "Волга-Днепр" официально инициирует арбитражное разбирательство. "Волга-Днепр" остаётся открытой для переговоров с представителями Канады для разрешения вопроса и возвращения самолёта», – заявил тогда представитель авиакомпании.
Весной 2023 года плата за стоянку самолёта в аэропорту Торонто превысила $330 000. Об этом
Корреспондент WP в Канаде Аманда Коллета на запрос о долге за стоянку самолёта пояснила сайту «Авиация России», что ответственным за оформление документов является администрация аэропорта Большого Торонто. На этом основании компании «Волга-Днепр» был выписан штраф за «неправильную парковку», при этом неизвестно, был ли он оплачен.