Рождённая в далеком 1931 году, Военно-транспортная авиация стала важной частью воздушно-транспортной системы страны и сегодня решает стратегические и оперативные задачи. Исторически сложилось, что отечественный флот транспортных самолётов создавался в советских конструкторских бюро Сергея Ильюшина и Олега Антонова.
На начальном этапе становления и развития ВТА, в довоенное время и в годы Великой Отечественной войны успешно применялись самолёты-бомбардировщики, разработанные в ОКБ Ильюшина, ДБ-3 и Ил-4. Эти воздушные суда выполняли специальные задачи по снабжению войск, партизанских отрядов и заброске разведывательных групп в тыл противника.
В послевоенное время «Ильюшин» спроектировал и были построены военно-транспортные Ил-12Д и Ил-14Т. Они не только эффективно решали задачи по поддержанию боеготовности войск, но и выполняли транспортные операции по снабжению дрейфующих научных станций в Арктике, а их модификации осваивали затем и Антарктиду.
В 1974 году появился первый отечественный реактивный военно-транспортный самолёт Ил-76, созданный под руководством Генриха Новожилова. Эта универсальная машина стала флагманом ВТА, а её модификации обеспечивали и обеспечивают сегодня выполнение основных задач военно-транспортной авиации.
В настоящее время авиаконструкторы ОКБ Ильюшина разработали современную версию знаменитого самолёта – Ил-76МД-90А. Его серийное производство ведётся на поточной линии бесстапельной сборки ульяновского «Авиастар-СП». Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина соответствуют современным требованиям к авионике воздушных судов и повышают безопасность полетов, точность самолётовождения.
На очереди перспективный лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, который сейчас проходит лётные испытания. Он предназначен для транспортировки и воздушного десантирования личного состава, вооружения, лёгкой военной техники и других грузов максимальной массой 5 тонн.
В 2020 году Минобороны РФ определилось с ключевыми тактико-техническими требованиями для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). Открыта научно-исследовательская работа (НИР) по определению его характеристик. Создание аванпроекта поручено вести ПАО «Ил». По плану с 2021-го планируется начать опытно-конструкторские работы.
В тактико-технических требованиях к НИР указаны обязательные требования, которые выдвинуло к новому самолёту Минобороны. Одно из них — возможность дозаправки топливом в полёте от воздушных танкеров Ил-78. Ранее подобная технология для больших военно-транспортных самолётов в нашей стране не применялась. Грузоподъёмность ПАК ВТА должна быть не менее 80 т, дальность полёта 5 тыс. км. Длина его грузового отсека будет не менее 27,5 м. Ширина и высота — 5,8 и 4,4 м соответственно, что говорит о поперечном сечении фюзеляжа в форме эллипса у будущего самолёта.
«Транспортники, созданные КБ Ильюшина, на протяжении всей истории обеспечивали задачи военно-транспортной авиации. Сегодня наши инженеры и производственники гордятся тем, что создают современные надёжные транспортные самолёты нового поколения для Военно-воздушных сил страны. Лётчики ВТА, ежедневно эксплуатирующие наши машины, вносят огромный вклад в усовершенствование их характеристик наряду с конструкторским коллективом. Мы нацелены на формирование линейки конкурентоспособных и эффективных транспортных самолётов и надеемся, что самолёты марки "Ил" будут определять перспективный облик ВТА», – отметил первый заместитель генерального директора ПАО «ОАК», управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.