Checkmate Су-75

Зачем Ростех возил ЛТС Checkmate в Дубай

Фото © Pavel "Myth" YB, Flickr.com

Впервые над созданием лёгкого однодвигательного самолёта конструкторы компании «Сухой» задумались в 2016 году после изучения боевых действий российской авиации в Сирии. Анализ результатов применения истребителей Су-30СМ и Су-35С показал, что для выполнения большинства задач возможности тяжёлых двухдвигательных авиационных комплексов были избыточны.

На выставке вооружений IDEX 2017 Россия и Объединённые Арабские Эмираты подписали соглашение о сотрудничестве в разработке лёгкого истребителя пятого поколения. Глава корпорации Ростех Сергей Чемезов сообщил тогда, что самолёт будет создаваться на базе МиГ-29, работу планировалось начать в 2018 году, на реализацию проекта отводилось семь-восемь лет.

Однако дальше совместный проект не пошёл. По мнению издания Aviation Week, договорённости с Россией могли быть уловкой с целью оказать давление на США, чтобы те включили Абу-Даби в программу Joint Strike Fighter F-35, куда Эмираты давно, упорно и безуспешно стремятся. Иными словами – это маленькие естественные восточные хитрости. Тем более, что как пишет издание, ряд западных компаний уже сталкивались с провалом соглашений по истребителям четвёртого поколения с эмиратской стороной.

Павильон Checkmate на Dubai Airshow 2021
Павильон ЛТС Checkmate на авиасалоне Dubai Airshow 2021 / Фото © ГК Ростех

Россия предложила тогда Эмиратам хорошие условия сотрудничества. В соответствии с договорённостями, в Москве соглашались предоставить ОАЭ технологии истребителя пятого поколения, его производство планировалось организовать в партнёрстве с эмиратскими оборонными предприятиями.

Со стороны официальных лиц ОАЭ заявления были сдержанными. Подтверждая сам факт подписания соглашения, указывалось, что оно связано только с «закупкой, разработкой и частичным изготовлением передовой воздушной, наземной и военно-морской техники для удовлетворения требований вооруженных сил ОАЭ».

Тем не менее был понятно, что лёгкий однодвигательный многофункциональный истребитель пятого поколения востребован, рынок сбыта имеется, а сама машина должна быть лучше в техническом плане, менее обременительна по стоимости лётного часа, проще в обслуживании и эксплуатации и дешевле своего американского конкурента. Был дан старт опытно-конструкторским работам. Ростех, в который входит Объединённая авиастроительная корпорация, решил продолжить проект без иностранного партнёра.

Проект получил название лёгкий тактический самолёт (ЛТС) «Шах и мат». А чтобы подчеркнуть его ориентированность на иностранного заказчика и ни у кого не возникало бы вопросов и сомнений о предназначении нового самолёта, название дали на английском языке – Checkmate.

«Это не просто самолёт пятого поколения, это – "Шах и Мат". Переверни доску!», – слоган, который призывает изменить правила игры, также является отсылкой к книге Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска: американское первенство и его геостратегические императивы», которая была опубликована в 1997 году и внимательно у нас прочитана.

Су-57 и Checkmate / Рендер в 3dsMax © Маркос Гандулло (Marcos Gandullo), Аргентина

Представленный прототип имеет на фюзеляже число «75». Заместитель главного конструктора проекта Алексей Булатов в ходе презентации машины на МАКС-2021 объяснил такой выбор тем, что «цифры семь и пять удачливы для Сухого». 75 также является инверсией цифр из обозначения Су-57, который будет работать в паре с новым самолётом. В многочисленных публикациях истребитель стали именовать Су-75, хотя официального номерного индекса у Checkmate ещё нет. Впоследствии министр промышленности и торговли Денис Мантуров согласился, что было бы уместно называть этот самолёт именно Су-75.

В начале 2020 года «Сухой» приступил к рабочему проектированию ЛТС и завершил создание полноразмерного прототипа в мае 2021 года. Первый полёт истребителя намечено совершить в 2023 году, а в 2027 году может начаться его серийное производство. Самолёт спроектирован на базе научно-технических решений, которые были использованы при создании истребителя Су-57. Для снижения стоимости машины и упрощения технического обслуживания кабина, бортовые системы и часть элементов Checkmate унифицированы с тяжёлым двухдвигательным самолётом.

Американское отраслевое издание Aviation Week, обращая внимание своих читателей на повышенный интерес к самолёту на авиасалоне в Дубае, задаётся вопросом: «Почему проект Checkmate осуществляется с такой решимостью?» И даёт ответ.

Первая причина – это опыт, новые технологии и специфические конструктивные решения, наработанные в ходе создания Су-57. Checkmate оснащён тем же двигателем, что и Су-57 – АЛ-41Ф-1. На нём применены та же обшивка крыла, вертикальное оперение и большая часть бортовых систем, авионики и вооружения, что и у тяжёлого истребителя. Су-57 заложил основу Checkmate, значительно снизив стоимость, время проектирования и технические риски нового проекта.

Второе – готовность Ростеха и ОАК инвестировать собственные средства, не дожидаясь внешнего инвестора. Такая решимость, как было сказано выше, исходит из интереса к подобному самолёту у потенциальных иностранных покупателей.

Весной 2021 года к России с запросом на современный лёгкий истребитель обратилась Аргентина. Единственным самолётом, который мог предложить Рособоронэкспорт, был МиГ-35, но эта машина не является лёгкой и дороже заявленной стоимости Checkmate. Если бы у России был современный однодвигательный истребитель с низкими эксплуатационными расходами, он был бы сильным кандидатом на пополнение аргентинских ВВС.

Su-75
Pavel "Myth" YB, Flickr.com / https://www.flickr.com/photos/pavelmyth/51352193376

Главным преимуществом Су-75 считается его низкая цена и высокий боевой потенциал. Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил на презентации машины в первый день работы МАКС-2021, что Checkmate будет предлагаться по цене, аналогичной Gripen NG. Руководитель Ростеха Сергей Чемезов говорил, что истребитель будет стоить 25-30 миллионов долларов, а главный конструктор ОКБ Сухого отмечал, что стоимость лётного часа у самолёта будет в семь раз меньше, чем у F-35.

Алексей Булатов, когда его попросили сравнить Су-75 с F-35A, сказал, что российский истребитель обеспечит более высокую скорость, большую дальность полёта и возможность нести больше полезной нагрузки: 1,8 Маха, дальность более 2800 км на одном баке топлива и потолок 16 500 м. В отличие от F-35, Checkmate «является полноценным сверхзвуковым истребителем», – отметил Булатов во время презентации на МАКС-2021.

Су-75 может быть предложен для участия в индийском конкурсе на 114 многоцелевых истребителей, самолётом может заинтересоваться Иран и страны, которые исторически хорошо знакомы с советской/российской боевой авиацией: Бангладеш, Куба, Мьянма, Северная Корея, Перу, Сербия, Судан и Сирия. Среди потенциальных покупателей можно рассматривать и таких «экзотических» партнёров, не входящих в пул традиционных российских покупателей самолётов, как Аргентина или Объединённые Арабские Эмираты. Примечательно, что в трейлере, выпущенном во время авиасалона МАКС-2021, представлены «пилоты» из Аргентины, Индии, ОАЭ и Вьетнама.

«И хотя Су-75 не перевернет шахматную доску, он, похоже, обязательно найдёт свою нишу на международном рынке истребителей», – считает обозреватель Aviation Week Пётр Бутовский.

Андрей Величко
Подготовлено по материалам ТАСС, ГК Ростех, «Авиация России», Aviation Week Network.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 4,22 из 5)
Загрузка...