Авиационный двигатель ТВ7-117В разработки санкт-петербургского предприятия «ОДК-Климов», предназначенный для многоцелевых вертолетов типа Ми-38, успешно прошёл испытания на обледенение в Научно-испытательном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Об этом сообщает пресс-служба ГК "Ростех".
Согласно авиационным правилам, вся авиационная техника должна быть сертифицирована на выполнение полётов в условиях обледенения. Обледенение летательного аппарата в полёте происходит в кучевых и дождевых облаках, температура внутри которых ниже 0°С. Вода в таких облаках находится в переохлаждённом состоянии. При соприкосновении с элементами летательного аппарата и двигателя она превращается в лёд, значительно влияя на расчётные характеристики, заложенные конструкторами.
Подготовка к испытаниям на обледенение заняла около трёх месяцев. Были проведены расчётно-аналитические работы по определению облика объекта и оптимизации программы его испытаний.
ЦИАМ также выполнил ряд работ, представляющих собой стандартную процедуру калибровок стенда. Они включали определение равномерности водо-воздушного потока, спектральных характеристик и степени переохлаждения капель для требуемых режимов испытаний: необходимо было воссоздать на стенде искусственное атмосферное облако переохлажденных капель.
В ходе программы испытаний двигатель работал в условиях непрерывного и перемежающегося обледенения, на высотах до 4000 м, при температуре до минус 30°С на всех эксплуатационных режимах.
В результате испытаний получено подтверждение возможности эффективной работы двигателя ТВ7-117В в данных условиях. Это значительно расширяет возможности эксплуатации вертолётов. После оформления всех отчётных материалов в третьем квартале 2019 года планируется получение одобрения главного изменения от Авиарегистра России.
Турбовальный двигатель ТВ7-117В со свободной турбиной разработан и серийно производится на «ОДК-Климов». Конструкция и электронная система автоматического управления и контроля с полной ответственностью типа FADEC обеспечивает высокую мощность при низком расходе топлива и повышенную надёжность полётов. В этом классе двигателей не существует аналогов по топливной экономичности и взлётной мощности.
Основные технические характеристики ТВ7-117В:
- мощность на взлётном, режиме – 2800 л.с.,
- при чрезвычайном режиме – 3140 л.с.,
- удельный расход топлива – 205 г/л.с. в час,
- сухая масса – 435 кг,
- назначенный ресурс основных деталей по системе управления ресурсом (СУР2) – 2110 полётных циклов.
Двигатель имеет высокие показатели надёжности и безотказности, а благодаря модульной конструкции может быть сравнительно легко адаптирован под объект заказчика.
В июле 2018 года двигатель ТВ7-117В по результатам зачёта сертификационных доказательных документов получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта РФ №FATA-01027E. Также ранее были подтверждены условия эксплуатации изделия в диапазоне температур на входе в двигатель от минус 60 до плюс 50°С, и выдано одобрение главного изменения. В январе 2019 года на стенде ЦИАМ успешно прошли испытания двигателя ТВ7-117В по программе «Определение эффективности защиты двигателя от попадания птиц и града».
Начато серийное производство двигателя ТВ7-117В для вертолёта Ми-38