Закладной камень установили и освятили в Петербурге на месте будущего мемориала пилотам Виктору Мостовому и Василию Чеченёву, которые 60 лет назад, 21 августа 1963 года, благополучно совершили аварийную посадку на Неву самолёта Ту-124. Памятник планируют открыть в течение ближайшего года на берегу реки у места легендарной посадки – на участке набережной проспекта Обуховской обороны рядом с Финляндским железнодорожным мостом. Об этом
По словам автора концепции мемориала, искусствоведа Любови Елизаветиной, памятник будет максимально приближенный к реальности. «Будут фрагменты настоящего лайнера: трап, крыло, окно. Будет сидение пилота, такое же, как в Ту-124 – из него человек сможет посмотреть на Неву и прочувствовать, что есть профессионал, который готов взять ответственность за твою жизнь, спасти тебя, вытащить», – рассказала она на церемонии открытия закладного камня, состоявшейся вечером 21 августа.
По замыслу создателей, в пространство скульптуры будут включены QR-коды – при их сканировании на экране смартфона можно будет увидеть 3D-реконструкцию самолёта, лежащего на поверхности Невы, а также получить ссылки на доступ к справочной информации, фильму о подвиге советских пилотов, электронной книге и архиву документов. Съёмками фильма и подготовкой книги занимается ещё один участник инициативной группы по созданию мемориала, тележурналист Андрей Леонтьев.
Территорию рядом с планируемым памятником будет благоустроена, сюда проведут освещение, высадят новые деревья. Изготовят мемориал в мастерской Петра Баранова, согласует работы петербургский комитет по градостроительству и архитектуре.
Все средства на реализацию проекта собраны группой частных лиц – резидентов Ассоциации предпринимателей «Клуб лидеров». По словам директора клуба Ольги Ивановой, средства на будущий памятник пожертвовали уже около 50 человек. Ассоциация как общественная организация оказывает проекту административную и юридическую поддержку. На уровне федеральных властей инициативу поддержали в Государственной думе.
Ретроспектива
21 августа 1963 года самолёт Ту-124 бортовой № CCCP-45021 с выключенными двигателями совершил вынужденное приводнение на Неву в Ленинграде. В 08:55 самолёт вылетел из Таллина во Внуково, но через некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю стойку шасси заклинило в полуубранном состоянии. Садиться в Таллине было невозможно из-за тумана, и самолёт направили в Ленинград в аэропорт Шоссейная (с 1973 – это а/п Пулково).
К 11 часам утра лайнер подлетел к Ленинграду и начал кружить над городом на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Всё это время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси, но на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось достаточно, чтобы долететь до Шоссейной, остановился левый двигатель, через короткий промежуток времени остановился и правый двигатель. Лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на Неву.
Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченёву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Василий Чеченёв перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни гидроудара хвостовой частью фюзеляжа.
Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры на левом берегу и улицы Таллинской на правом берегу Невы. Проходивший в тот момент буксир оттянул самолёт к правому берегу Невы. Для крепления буксировочного троса было разбито стекло в носовой части самолёта.
Во время приводнения никто не пострадал. Самолёт оставался на плаву в течение часа, все пассажиры были эвакуированы и позже отправлены в Москву.
По сведениям сайта Санкт-Петербургской митрополии, на борту этого самолёта находился будущий 15-й патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, тогда митрополит Таллинский и Эстонский (23 февраля 1929 года - 5 декабря 2008 года).