В Нижнем Новгороде авиазавод «Сокол» готовится к серийному выпуску подкилевого отсека самолёта МС-21

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

В 2022 году Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» был включён в программу кооперации по производству самолёта МС-21. На предприятие была передана часть работ, ранее выполнявшаяся другими подрядчиками. Решение о создании в Нижнем Новгороде дублирующего участка по изготовление деталей дверей и подкилевого отсека (ПКО) было принято в связи с большой загрузкой по гособоронзаказу ульяновского «Авиастара».

До недавнего времени в Ульяновске изготавливали комплекты панелей на отсеки фюзеляжа Ф1-Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также совместно с «АэроКомпозитом» – хвостовое оперение: киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты. Однако основная производственная задача «Авиастара» – выпуск военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А в интересах Минобороны РФ, завод планирует увеличить темп производства до 18 самолётов в год. Для этого необходимо модернизировать производство и расширить площади под сборочные цеха.

На подкилевой отсек в хвостовой части самолёта устанавливаются вертикальное и горизонтальное оперение. В изготовлении ПКО будут задействованы штамповочное производство, механосборочное, металлургическое, кузнечно-прессовое, а также литейный и агрегатно-сборочный цеха. Для организации производства подкилевого отсека МС-21 нижегородские авиастроители освоили дробеструйный метод поверхностного упрочнения изделий. Эта технология позволяет значительно увеличить ресурс деталей, испытывающих высокие нагрузки во время эксплуатации самолёта.

«Специалисты завода детально изучили и проанализировали оснастку, используемые материалы, а также процессы сборки и клёпки, после чего было принято решение разделить ход освоения темы на два этапа. На первом этапе запланирована стыковка гермоднища шпангоута 60 с ободом, окончательная сборка отсека из верхней и нижней секций, получаемых со смежного предприятия. Внестапельные работы включают установку систем, досборку, доклёпку швов и последующую передачу отсека по цепочке кооперации», – рассказали в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.

Авиазавод «Сокол» включён в программу кооперации по выпуску самолётов МС-21

Первый этап подготовки производства ПКО на заводе уже завершён, решён ряд задач по подготовке участка для сборки отсека, а также техническому перевооружению предприятия. Параллельно с этим технической службой «Сокола» выполнена работа по созданию оснастки для изготовления ПКО.

На втором этапе предприятие перейдёт на полный цикл сборки ПКО, который в соответствии с конструкторской документацией требует наличия на заводе специального оборудования для автоматической клёпки, его создание идёт совместно с ЦАГИ. Представитель ОАК подчеркнул, что комплекс для автоматической клёпки станет первым подобным оборудованием для авиационной отрасли, разрабатываемым в России.

В ОАК отметили обеспечение высокой технологичности, автоматизации и точности сборочной оснастки при подготовке производства. Слаженная работа различных служб и подразделений завода при создании оснастки позволила подготовить в цехе агрегатной сборки участок сборки подкилевого отсека самолёта МС-21 в запланированные сроки. «Участок готов к работе и ожидает от кооперантов поставок элементов ПКО для сборки в рамках первого этапа», – добавили в ОАК.

В настоящее время на «Соколе» ведутся работы по второму этапу освоения технологии изготовления ПКО. Заводчане спроектировали и запустили в производство оснастку для сборки панелей, верхней и нижней секций, на предприятии начато изготовление дублёров стапелей для обеспечения роста объёма выпуска самолётов.

Кроме того, на «Соколе» производятся детали механизмов открывания дверей МС-21 – это механические компоненты блокирующих систем, системы аварийного открывания и другие. Также на предприятии завершается подготовка к производству узла крепления механизма перестановки стабилизатора – одного из самых сложных и ответственных агрегатов самолёта.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (14 оценок, среднее: 4,36 из 5)
Загрузка...