В ЦИАМ подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили новые задачи

Фото: © пресс-служба ЦИАМ

Отчётное годовое собрание состоялось в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). На мероприятии присутствовали генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов и президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко, сообщили в пресс-службе института.

Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов в своем выступлении отметил, что, несмотря на санкции поставленные цели и задачи удалось выполнить. Он кратко изложил основные итоги года.

Ключевым результатом стало успешное завершение 11 трёхлетних научно-исследовательских работ (НИР), выполненных по заказу Минпромторга России. Тематика НИР охватывает широкий спектр направлений: от прикладных исследований в обеспечение формирования опережающего задела для создания перспективных двигателей, разработки научно-технической документации для сертификации двигателей до создания демонстраторов перспективных силовых установок гражданских самолётов, вертолётов и БПЛА и совершенствования технологий для их узлов и элементов.

Как было отмечено на собрании, разработанные в рамках этих НИР демонстраторы впервые в истории ЦИАМ «встали на четыре самолёта».

Почему электросамолёты на аккумуляторных батареях не изменят в ближайшем будущем облик авиаотрасли

Активно развивается направление гибридных (ГСУ) и электрических силовых установок (ЭСУ). В прошлом году на МАКС-2021 выполнила полёты летающая лаборатория Як-40ЛЛ с ГСУ, в состав которой входит электроавиадвигатель (500 кВт) с использованием технологий высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). В этом году специалисты ЦИАМ испытали на Як-40ЛЛ уже полностью сверхпроводящую силовую установку – ВТСП применяется в ней не только в двигателе, но и в генераторе, и в силовом кабеле. Конструктивные подходы и решения по использованию ВТСП-технологий лягут в основу разработки ГСУ для перспективных летательных аппаратов и могут быть масштабированы на другие отрасли промышленности.

В «ОДК-Климов» изготовили демонстратор гибридного авиационного двигателя

Создан демонстратор ЭСУ с двигателем мощностью 100 л.с., питание которого осуществляется от аккумуляторных батарей или водородных топливных элементов. ЭСУ, испытанная на лёгком пилотируемом самолёте «Сигма-4Э», стала базой для разработанного в ЦИАМ отказоустойчивого 6-фазного электродвигателя-демонстратора ЭД-360 (360 кВт) для легких вертолётов.

Обширный практический опыт ЦИАМ лёг в основу проведённого институтом в кооперации предприятий исследования эффективности применения ГСУ в составе регионального самолёта. Одним из его результатов стало формирование дорожной карты по разработке критических технологий в обеспечение создания таких ЛА и конкретные рекомендации по использованию результатов НИР в практике отечественных ОКБ.

Разработанный в ЦИАМ двигатель-демонстратор АПД-500 (500 л.с.) ранее прошёл наземные испытания в составе самолёта Як-18Т. В 2022 году специалисты института испытали на летающей лаборатории Як-52 уже его модификацию – двигатель АПД-А для лёгких самолётов акробатической категории. В ходе реализации НИР обоснована возможность создания авиационных поршневых двигателей на базе силовых агрегатов серийных автомобильных моторов и разработано техзадание на ОКР по созданию семейств АПД в классах мощности 220 и 500 л.с. для лёгких ЛА разного назначения на 1-9 мест.

Як-52 с перспективным поршневым двигателем АПД-А совершил пробежки и подлёты

Активно работает «сверхзвуковая» лаборатория ЦИАМ «Газовая динамика и силовая установка». Как подчеркнули на собрании, в основном в ней трудится молодёжь, которая «за полтора года значительно выросла профессионально». Именно ей предстоит решить ряд сложных вопросов на стыке фундаментальной и прикладной наук, связанных с обеспечением оптимальных тягово-экономических, экологических характеристик, ресурса и надёжности двигателя СПС нового поколения.

В числе планов следующего года Андрей Козлов назвал завершение НИР по разработке демонстратора поршневого авиадвигателя для самолётов акробатической категории. Также в планах – участие в стратегически значимых комплексных научно-технологических проектах, реализуемых под руководством НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...