В ЦАГИ проходят исследования по снижению уровня вибраций винта вертолёта

Лопасти вертолёта Ми-28. Фото: © igor113.livejournal.com

Важной проблемой при эксплуатации вертолётов является высокий уровень вибрации, который негативно сказывается на прочностных характеристиках машины, функционировании бортового оборудования и снижает уровень комфорта пассажиров. Одним из перспективных направлений борьбы с вибрацией на больших скоростях полёта вертолёта является применение на лопастях несущего винта активного органа управления.

В результате цикла работ специалистами ЦАГИ был создан демонстратор прототипа системы активного снижения махового движения лопасти несущего винта вертолёта. Он состоит из лопастей с индивидуальным управлением триммерами с пьезоэлектрическими элементами. Изобретение поможет преодолеть вибрации на больших скоростях полёта и впоследствии может быть внедрено в конструкцию перспективных отечественных многоцелевых вертолётов. Исследования проводятся в рамках НИР «Порыв» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

На первом этапе был подготовлен специальный стенд и проведён комплекс предварительных расчётных исследований. Следующим шагом стали испытания демонстратора на вертолётном стенде, установленном в аэродинамической трубе ЦАГИ. Модель несущего винта, оснащённую демонстратором системы активного снижения махового движения лопасти, испытали на режимах висения и горизонтального полёта. Полученные экспериментальные данные учёные института применили для формирования алгоритмов управления системой активного снижения махового движения лопасти и создания облика интеллектуального бортового оборудования.

Фото: © ЦАГИ

В результате проведения испытаний и цикла расчётных исследований по влиянию различных законов управления активным гасителем колебаний (триммером) лопастей несущего винта доказано, что отклонение триммера с запаздыванием по углу азимута снижает амплитуду махового движения. Такое движение изменяет обтекание концевых сечений лопасти, уменьшая срывные эффекты, и действует как гаситель вибраций.

«Впервые в отечественной практике для управления снижением махового движения лопасти мы использовали аэродинамический элемент в виде движущейся триммерной пластины. Такая мера приведет к снижению вибраций винтокрылого летательного аппарата и лобового сопротивления и, как следствие, уменьшению расхода топлива на всех режимах полёта», – прокомментировал ведущий инженер отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФАУ «ЦАГИ» Михаил Ерёмин.

В дальнейшем изучение демонстратора системы активного снижения махового движения лопасти несущего винта вертолёта продолжится. Учёным предстоит исследовать различные режимы работы системы активного снижения в полёте и программу управления.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...