В 2021 году изготовлено около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500

Фото © Пресс-служба «ОДК-Климов»

Предприятие «ОДК-Климов» в 2021 году выпустило около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500. Силовые установки собираются из российских комплектующих, регулярно модернизируются и дорабатываются под новые модели вертолетов, сообщили в пресс-службе предприятия.

Вертолетный двигатель ТВ3-117 был разработан ленинградским ОКБ им. В.Я.Климова (ныне «ОДК-Климов») под руководством главного конструктора С.П.Изотова и его заместителя С.В.Люневича и отмечает в этом году 50-летие. 31 марта 1972 года успешно завершились его государственные испытания.

«Сейчас мы выпускаем порядка 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 различных модификаций. Конечно, главный упор делаем на ВК-2500 российского производства и его новые модификации для военной и гражданской техники. Это плод труда огромного количества предприятий-кооперантов и людей, которые провели кропотливую работу по налаживанию сложных производственных процессов. Однако мы не останавливаемся на достигнутом. Появляются новые модели вертолетов, для которых мы также дорабатываем конструкцию двигателей, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации», - рассказал директор программ ВК-2500 и ТВ3-117, главный конструктор Евгений Проданов.

Двигатель ТВ3-117 предназначался в первую очередь для вертолета огневой поддержки Ми-24, поэтому его проектировали по соответствующим нормам прочности. Мотор создавался по концепции минимальной массы, ставшей традицией ОКБ еще со времен главного конструктора В.Я. Климова. Газогенератор включал двенадцатиступенчатый осевой компрессор, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатую турбину. Силовая турбина также состояла из двух ступеней.

По градации совершенства, принятой в мировой классификации, ТВ3-117 относится к третьему поколению двигателей. При его разработке были применены рациональные приемы конструирования, новые технологические процессы, снижена металлоемкость машины. Впервые в двигателе применили контактные графитовые уплотнения, что позволило вдвое сократить утечки воздуха. Еще одно ноу-хау – применение поворотных направляющих аппаратов первых четырех ступеней и входного направляющего аппарата. Это дало возможность наилучшим образом согласовать работу отдельных ступеней и получить КПД с максимальным значением 86%, а также высокий запас устойчивости - до 22%. На момент создания двигателя метод фрезерования ушел в историю. Стало возможным делать тонкие профили лопаток без искусственного увеличения их толщины и увеличения хорды. С внедрением метода вальцевания допуск на изготовление лопатки уменьшился более чем в пять раз. Повысилась стабильность параметров компрессора.

С января 1973 года начался выпуск двигателей первой серии на Запорожском заводе, где было организовано представительство главного конструктора ОКБ им. В.Я. Климова.

ТВ3-117 постепенно завоевал в СССР и РФ весь рынок двигателей, предназначенных для средних вертолетов. Машины с этими двигателями по обобщенному параметру технико-экономической эффективности стали в мировой коммерческой эксплуатации лидерами среди вертолетов своего класса.

В начале 2000-х годов в России приняли решение о создании собственного полностью независимого производства вертолётных двигателей на базе ОАО «Климов». Локализацию начали со сборки двигателей с применением украинских комплектующих. В 2009 году на ОАО «Климов» с использованием украинских комплектующих было собрано около 100 двигателей. Полное импортозамещение двигателя удалось завершить в 2015 году, всего за один год после санкций, введенных в отношении России в 2014 году.

Сейчас в ОДК-Климов собирают двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 всех моделей и модификаций в кооперации с предприятиями РФ полностью из российских комплектующих.

При этом климовские конструкторы не реализовывали конструкцию двигателей 60-х годов, а актуализировали ее и улучшали. На сегодняшний день российские ВК-2500 и ТВ3-117 имеют значительно улучшенные характеристики, а при производстве двигателей применены инновационные технологии.

«За эти 50 лет пройден большой путь совершенствования двигателя. Современные модели имеют ряд конструктивных отличий от предшественников. Сегодня ТВ3-117 и ВК-2500 известны во всем мире как самые надежные и неприхотливые моторы, которые не подведут в ответственный момент», - отметил Данила Изотов, главный специалист дирекции программы ВК-2500, ТВ3-117, внук С.П. Изотова.

Большой популярностью среди продукции АО «ОДК-Климов» пользуется современный двигатель ВК-2500 и его последние модификации для вертолетов Миля и Камова – ВК-2500ПС (гражданская версия) и ВК-2500П (военная версия). ВК-2500 имеет чрезвычайный режим мощности 2700 л.с. Масса двигателя – 300 кг, ресурс может достигать 9000 часов. Внедрение цифровой системы автоматического регулирования и контроля двигателя БАРК-78 позволяет повысить точность управления двигателем, усилить контроль работы на всех режимах, а также упростить его эксплуатацию. Применение этих двигателей обеспечивает повышение грузоподъёмности, статического и динамического потолка полета. ВК-2500 дает вертолетам принципиально новые возможности при их эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом

Сегодня ОДК-Климов продолжает развивать линейку двигателей ВК-2500 и наращивать темпы производства с учетом нужд государственного заказчика и коммерческих организаций, а также экспортных поставок.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...