Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) осуществил передачу Министерству обороны России двух серийных учебно-тренировочных самолётов УТС-800. Машины предназначены для первоначальной лётной подготовки, отбора и ориентации курсантов оперативно-тактической авиации, Минобороны планирует задействовать их в цикле лётных испытаний. Проект инициирован Министерством промышленности и торговли совместно с Министерством обороны и нацелен на создание первого полностью отечественного турбовинтового учебно-тренировочного самолёта. Об этом сообщает ТАСС.
«Эти два серийных УТС-800 подключат к лётным испытаниям. В высших учебных заведениях министерства обороны как во времена СССР, так и в настоящее время самолёт такого класса отсутствует», – сказал официальный представитель УЗГА.
Включение УТС-800 в систему лётного обучения пилотов обусловлено существующей потребностью в экономически эффективной и современной платформе для начальной подготовки лётчиков ВКС. До 1992 года в качестве учебно-тренировочных самолётов применялись реактивные L-29, а L-39 в количестве около 90 единиц применяются в учебных заведениях МО РФ до настоящего времени.
УТС-800 позволит существенно снизить стоимость обучения по сравнению с L-39. Преимущество достигается за счёт использования турбовинтового двигателя ВК-800 и меньшего расхода топлива, а также упрощённого технического обслуживания. Двигатель ВК-800 обеспечивает мощность в диапазоне 450-800 л.с. и работает в паре с пятилопастным винтом, что позволяет самолёту развивать максимальную скорость 410-430 км/ч. Крейсерская скорость полёта – 360 км/ч. Практический потолок составляет 6500-8000 м, взлётная масса машины – 2150 кг, масса пустого самолёта – 1700 кг.
УТС-800 – учебно-тренировочный комплекс первоначальной подготовки лётчиков
Помимо экономичности, УТС-800 обладает современным БРЭО с открытой архитектурой для загрузки необходимых шаблонов тактической обстановки. Индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи отображают полётную информацию и параметры работы систем самолёта. Передовая авионика предоставляет возможность моделировать различные ситуации, имитирующие условия как мирного времени, так и боевых действий.
Конструкция УТС-800 обеспечивает простоту проведения предполётного и послеполётного обслуживания и ремонта. Время на техническое обслуживание сокращает открытый доступ к основным узлам и агрегатам самолёта, а небольшое количество аэродромного персонала, которое требуется для обслуживание, снижает затраты на эксплуатацию машины.
«УТС-800 представляет собой современный учебно-тренировочный комплекс, адаптированный к современным требованиям подготовки пилотов. Он станет станет отличным дополнением Як-130, эффективным средством обучения и повышения квалификации лётного состава. Машина будет применяться для отработки навыков пилотирования, навигации, а также применения авиационного вооружения», – прокомментировал источник сайта «Авиация России» в Екатеринбурге, близкий к УЗГА.
Он добавил, что интеграция самолёта в систему лётного обучения Министерства обороны обеспечит повышение эффективности подготовки лётчиков ВКС и снизит эксплуатационные расходы.
Первый лётный опытный образец самолёта УТС-800 с бортовым номером «01» (также «541») был впервые продемонстрирован на военно-техническом форуме «Армия» в августе 2021 года. Первый полёт самолёт выполнил 28 октября 2023 года на военном аэродроме Арамиль, Екатеринбург. После первого полёта были проведены испытания с уборкой шасси и закрылков, поэтапно снимались ограничения, оценивалась работа оборудования и систем, были подтверждены лётно-технические характеристики.
Самолёт УТС-800 является локализованной версией турбовинтового самолёта DART (Diamond Aircraft Reconnaissance Trainer) австрийской компании Diamond Aircraft Industries GmbH. С конца 2017 года она принадлежит китайской Wanfeng Aviation Industry Co., Ltd.