22 мая на заседании консультативной комиссии по Договору по открытому небу (ДОН) в Вене будет рассмотрен вопрос сертификации нового российского самолёта-разведчика Ту-214ОН. Об этом сообщил нынешний председатель консультативной комиссии постпред Чехии при ОБСЕ Владимир Галушка. По его словам, в ходе мероприятия комиссия рассмотрит «стандартные вопросы» имплементации договора, а также обсудит «процесс сертификации наблюдательного самолёта РФ».
Ту-214ОН создан на базе пассажирского Ту-214 специально для выполнения наблюдательных полётов в рамках ДОН. На сегодняшний день изготовлено два самолёта Ту-214ОН, они должны заменить машины советской разработки Ан-30Б и Ту-154М-ЛК-1.
Первый самолёт Ту-214ОН бортовой номер RF-64519 был построен на Казанском авиазаводе (КАПО им. Горбунова) в мае 2011 года, 1 июня того же года он выполнил первый полёт, в 2012-2013 годах прошли доводочные и сертификационные испытания самолёта. В 2013 году самолёт был передан Минобороны РФ.
Второй борт RF-64525 передан Военно-воздушным силам РФ 4 июля 2014 г.
С 21 по 29 мая 2018 года на подмосковной авиабазе Кубинка пройдёт первый этап освидетельствования Ту-204ОН начался. Об этом сообщил телеканал «Звезда» со ссылкой на начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова.
Ту-214ОН оборудован современным комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), позволяющим осуществлять контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений. БКАН включает в себя:
- плановый и два перспективных цифровых аэрофотоаппарата;
- радиолокатор бокового обзора синтезированной апертуры для наблюдения с любых высот полёта в условиях плохой метеовидимости;
- комплект из плановой и двух перспективных ТВ-камер;
- инфракрасная камера (ИК) линейного сканирования для тепловизионных изображений местности;
- система навигационного обеспечения;
- бортовой цифровой вычислительный комплекс из пяти автоматизированных мест операторов и локальной сети с полным комплектом программного обеспечения.
Согласно ДОН разрешение аэрофотоаппаратов и ТВ- камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.
Лётно-технические характеристики Ту-214ОН:
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолёта, м: 46,20
Высота самолёта, м: 13,90
Площадь крыла, кв.м.: 182,40
Масса, кг
- пустого самолёта: 59000
- максимальная взлётная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.
Ранее Россия первой из всех 34 стран-участниц ДОН запросила разрешение на использование цифровой аппаратуры в рамках наблюдательных полётов. Страны-участницы ДОН могут задействовать следующий набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасные устройства формирования изображения.
Между тем в США неоднозначно относятся к планам России по модернизации своего авиапарка в рамках ДОН. Как пишет
Американские СМИ сообщали тогда, что против выдачи России разрешения на использование новейшей аппаратуры выступали помимо законодателей и спецслужбы. Однако Госдепартамент настоял на том, что по правилам ДОН Россия имеет право модернизировать камеры, и убедил руководство страны в важности соблюдения этого многостороннего договора.
Пентагон также хотел бы обновить свои самолёты наблюдения и вписал соответствующую графу расходов в проект оборонного бюджета на 2019 год. Военные просят выделить им $222 млн. Необходимость предоставления этих денег они обосновывают даже не столько тем, что Россия обгоняет США в технологиях воздушной разведки, сколько тем, что весьма плачевное состояние американского авиапарка в рамках ДОН может в какой-то момент привести к трагическим последствиям.
Однако новые самолёты Пентагон может и не получить, по информации "Ъ", по итогам состоявшихся в начале мая слушаний комитет по вооруженным силам Палаты представителей принял решение отклонить запрос военных на выделение средств на обновление бортов.
Логика конгрессменов такова: Россия более заинтересована в сохранении ДОН, чем США, а потому Москва, увидев, что Вашингтон перестаёт вкладываться в договор, подумает, что дело идёт к его разрыву, и пойдёт на уступки по ряду вопросов.
Москва первой не станет выходить из соглашения по открытому небу, хотя в худшем случае стороны проживут и без ДОН, но его сохранение было бы на руку всем.