Проект регионального самолёта ЛМС-901 «Байкал» находится в центре внимания российской авиационной отрасли и специализированных СМИ. Задуманный изначально как доступная замена устаревшим Ан-2, он столкнулся с конструкторскими ошибками, неготовности двигателя ВК-800СМ и ростом стоимости. Разработчик «Байкала» – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) заверил, что при серийных поставках цена на самолёт не превысит 280 миллионов рублей. Об этом сообщает «Интерфакс».
Компромисс по стоимости ЛМС-901 стал результатом переговоров между Министерством промышленности и торговли и УЗГА. Ранее назывались цифры выше 450 млн рублей, но они не устроили ни Минпромторг, ни лизинговые компании, ни заказчиков. В первоначальном варианте Минпромторг требовал, чтобы цена самолёта не превышала 120 млн рублей.
«По цене, конечно, больше в компетенции самой организации, которая их продаёт, но по последним переговорам, которые состоялись, когда было озвучено 400 миллионов, нас эта цифра совершенно тоже не устраивает, УЗГА гарантировал поставку не дороже 280 миллионов рублей», – сказал замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков, выступая на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
Испытания самолёта выявили проблемы с устойчивостью и управляемостью самолёта, требования ТЗ не были достигнуты в полном объёме. В 2024 году лётные испытания были приостановлены. В этой связи Минпромторг объявил конкурс на выполнение второй части опытно-конструкторских работ по доработке «Байкала» под двигатели ВК-800СМ. Победителем конкурса на безальтернативной основе стал УЗГА.
По словам Геннадия Абраменко, была разработана значительная программа доработки этой машины. «Всю осень и зиму велись устранения, в феврале месяце были повторно проведены полёты на второй опытной машине. Лётчики-испытатели подтвердили то, что фактически все замечания устранены, машина сейчас сбалансирована, стабильная и дальше можно приступать к дальнейшим сертификационным испытаниям по данной машине», – сказал он.
Планируется изготовление ещё двух лётных опытных образцов, доведение машины и установка на неё двигателя ВК-800СМ. Сертификацию силовой установки УЗГА намерен завершить в 2025 году. В 2026 году – закончить сертификацию с этим двигателем и новым воздушным винтом самого самолёта ЛМС-901, и тогда же начать его серийные поставки. При этом вторая часть ОКР, на которую Минпромторг выделил более 10,3 млрд рублей, рассчитана к реализации и одобрению главных изменений типовой конструкции самолёта до декабря 2027 года.
В ноябре 2023 года на выставке-форуме «Россия» глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что базовая стоимость самолёта ЛМС-901 «Байкал» составит более 200 млн рублей, а с учётом лизинговых платежей, полная стоимость может быть немного выше этой суммы.
Цена самолёта «Байкал» изначально в 2019 году закладывалась Минпромторгом на уровне 120 млн рублей. Однако летом 2023 года стало известно, что ориентировочная базовая стоимость самолёта составит 178 млн рублей. По данному факту вице-премьер – полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев обратился в Минпромторг, чтобы разобраться в значительном увеличении цены. Однако летом 2024 года стало известно, что стоимость ЛМС-901 «Байкал» с ориентировочной поставкой в 2025 году обойдётся эксплуатантам и ГТЛК уже в 455 млн руб.
Таким образом, «Байкал» является самым обсуждаемым проектом в российской авиаотрасли. Стоимость, пока что несуществующего самолёта, за почти шесть лет проектных работ выросла в 2,3 раза: со 120 млн рублей до 280 млн. Общие расходы бюджетных средств на ОКР к концу 2027 года составят около 11,5 млрд рублей – контракт, подписанный осенью 2019 года Минпромторгом с дочерней структурой УЗГА – ООО «Байкал-Инжиниринг», предусматривал выделение 1,25 млрд рублей из бюджета РФ.