В 2022 году «Аэрофлот» готовится принять четыре самолёта МС-21-300. Об этом в
Самолёт, который начнёт полёты в ливрее «России», 30 ноября 2021 года был переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение Иркутского авиазавода. Главная особенность самолёта – это крыло, силовые конструкции которого изготовлены из полимерных композиционных материалов российского производства. Первый полёт должен состояться до конца декабря, если возникнут проблемы с погодой, то самолёт поднимется в небо уже после новогодних праздников в январе 2022 года.
Может возникнуть вопрос: если самолёт готов, и в ближайшее время ожидается его первый полёт, почему передача в авиакомпанию состоится только осенью следующего года? Почему так долго?
Объясним.
Испытания МС-21 начались летом 2017 года. Сначала самолёту предстояло пройти заводские доводочные испытания (ЗДИ). Их цель – доводка самолёта и его систем до надёжного работоспособного состояния и определение основных лётно-технических характеристик.
![МС-21 73051](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2018/07/MC-21-25.jpg)
Как рассказал сайту «Авиация России» лётчик-испытатель 1-го класса ОКБ им. А.С.Яковлева Герой России Олег Мутовин, ЗДИ проходили не только в Иркутске, но и позже, в Жуковском. Далее по необходимости и по мере подключения систем, они выполнялись параллельно с сертификационными испытаниями.
В Иркутске ЗДИ продолжались с середины июня до середины октября 2017 года. Был выполнен 21 полёт и достигнуты следующие результаты:
- проведена оценка работоспособности систем самолёта в обследованном диапазоне скоростей и высот;
- проверены характеристики в различных взлётно-посадочных и крейсерской конфигурациях самолёта;
- подтверждена работоспособность и точностные характеристики системы инструментальной посадки;
- достигнута высота 10 000 метров, Vприборная 540 км/час, М-0,75, Vистинная 860 км/час;
- в достигнутом диапазоне скоростей и высот оценены устойчивость и управляемость. Получены поправки для системы воздушных сигналов;
- проведена оценка дальности радиосвязного оборудования;
- оценены характеристики взлёта и посадки с имитацией отказа одного двигателя;
- оценена приёмистость двигателей, в том числе при несимметричной их работе.
17 октября 2017 года первый опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 выполнил беспосадочный перелёт из Иркутска в подмосковный Жуковский. Здесь на базе Лётно-испытательного и доводочного комплекса ОКБ им. А.С.Яковлева проходят сертификационные испытания лайнера.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2019/06/mc-21-irkut.jpg)
За прошедшие четыре года из запланированных более чем 700 полётов выполнено больше 680. Программа сертификации очень обширна, вот только некоторые её элементы:
- испытания на сваливание;
- подтверждение работоспособности и точностных характеристик системы инструментальной посадки;
- оценка характеристик взлёта и посадки с имитацией отказа одного двигателя;
- полёты на определение минимальных скоростей отрыва;
- подтверждение заявленной крейсерской скорости полёта 870 км/ч и максимальной высоты полёта 12200 метров;
- испытания на предельные углы атаки и флаттер;
- подтверждение работоспособности системы инструментальной посадки, а также оборудования навигации, посадки и внешней светотехники при полётах в тёмное время суток;
- подтверждение возможности эксплуатации МС-21 при наличии воды на взлётно-посадочной полосе;
- полёты по программе оценки шума на местности;
- испытания в условиях естественного обледенения;
- специальные наземные испытания на косвенное воздействие молний и внешних электромагнитных полей высокой интенсивности;
- мониторинг выдерживания высоты в системе сокращённого до 300 метров высотного эшелонирования.
«При доводке и сертификации летают не только с имитацией, но и с реальным отключением одного из двигателей, – уточнил Олег Мутовин. – Полёты в гражданские аэропорты для определения, в том числе, соответствия эксплуатационных свойств самолёта инфраструктуре гражданских аэропортов и их средств наземного обеспечения полётов (СНОП) выполнялись в августе-сентябре этого года. Тогда самолёт побывал в аэропортах Краснодар, Пермь, Минводы, Нижний Новгород, Мурманск и Шереметьево», – рассказал он.
Управляющий директор ОКБ им. А.С.Яковлева Даниил Бренерман уточнил, что в Минеральных Водах полёты выполнялись над горами, чтобы подтвердить работоспособность системы TAWS (Terrain Awareness and Warning System – бортовая система предупреждения столкновения с поверхностью земли. – прим. «Авиация России»). В Мурманске проходила оценка работы инерциальных систем в высоких широтах.
![](https://aviation21.ru/wp-content/uploads/2021/11/mc-21-73053-73055.jpg)
В рамках сертификационных контрольных испытаний (СКИ) 15 декабря этого года самолёт (б/н 73054) впервые летал со служебными пассажирами на борту с параллельной оценкой работы бытового оборудования.
Главный конструктор МС-21, директор Инженерного центра корпорации «Иркут» Константин Попович во время этого полёта в блиц-интервью на борту самолёта добавил, что финальная часть сертификационных полётов традиционно осуществляется в гражданские аэропорты различных регионов, чтобы подтвердить готовность самолёта к эксплуатации в гражданской авиации. «Для этого необходимо выполнить определённое количество полётов и практически показать нашим квалификационным органам, что обслуживание на борту самолёта и в аэропорту соответствует тем требованиям, которые предъявляются к самолётам такого класса», – сказал Константин Попович.
Ожидается, что сертификат типа МС-21 получит до конца 2021 года. При этом сертификацию проходят опытные самолёты, у которых силовые элементы конструкции выполнены из импортных ПКМ, а у самолёта, который поступит в парк авиакомпании «Россия» композиты российские. По этому поводу 22 ноября в Елабуге генеральный директор АО «АэроКомпозит», заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский сообщил, что «до конца первого квартала 2022 года планируется получить на МС-21 главное изменение, что позволит использовать уже российские материалы. В авиакомпанию "Россия" пойдут машины с полностью российскими композитными материалами», – заверил Гайданский.
Сейчас МС-21 пока ещё считается экспериментальным. Чтобы самолёт мог получить сертификат лётной годности, он должен полностью соответствовать типовой конструкции, которая подтверждается сертификатом типа. Сертификат лётной годности выдаётся на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного документа об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна. Поэтому в ближайшие несколько месяцев «Иркут» и «АэроКомпозит» должны предоставить в Росавиацию документы, подтверждающие, что самолёт с российскими ПКМ полностью соответствует типовой конструкции и может выполнять коммерческие перевозки.
По словам Даниила Бренермана, на следующий год ожидается большая программа полётов МС-21 в рамках расширения карты данных. А пока лайнер с крылом из российских ПКМ проходит подготовку к первому полёту. Затем после доводки на нём предстоит установить салон, кухни, туалеты, окрасить в ливрею «России». Потом самолёт надо будет облетать, выполнить несколько технологических рейсов, внести в сборники аэропортов, в сертификат эксплуатанта, в реестр воздушных судов Росавиации, в большое количество программ по планированию, учёту, продаже и «ещё много того, что пассажир не видит и не знает, а оно должно быть и работать», – как пояснил на странице МС-21 в соцсети ВК один из подписчиков.
И даже после того, как самолёт начнёт выполнять коммерческие пассажирские перевозки, работа по расширению сертификационного базиса не прекратится, МС-21 будет дорабатываться и совершенствоваться.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»