В ходе проверки установлено, что 12.04.2017 года пострадавшая мама ребёнка с ограниченными возможностями оплатила покупку 2-х билетов по маршруту Москва-Екатеринбург рейсом PBD-407 с датой вылета 15.04.2017 в 00:50. Дополнительно были оплачены сборы в размере 698 рублей за выбор двух мест в салоне воздушного судна (ряды 3-6). Пассажиры прибыли на регистрацию своевременно, более чем за 40 минут до вылета рейса, как того требуют правила авиакомпании.
По информации оператора, система регистрации пассажиров на рейс PBD-407 от 15.04.2017 года работала стабильно, сбоев не отмечалось.
По предварительным данным, причиной отказа в перевозке пассажира с ребёнком, страдающим ДЦП, стала продажа авиабилетов на рейс, превышающая количество кресел в салоне самолёта, так называемый overbooking (овербукинг), который применяется в практике некоторых зарубежных авиакомпаний, но не соответствует воздушному законодательству Российской Федерации.
По имеющейся в распоряжении Росавиации документации о количестве перевезённых пассажиров, отсутствие на борту воздушного судна свободных мест стало фактической причиной отказа в регистрации мамы с ребёнком-инвалидом на рейс авиакомпании.
Законодательство Российской Федерации в части защиты прав потребителей фактически приравнивает «перебронирование к мошенничеству», - комментарий представителя одной из российских авиакомпаний газете «Коммерсантъ» от 24.06.2015.
Российское законодательство запрещает практику перепродажи авиабилетов (овербукинг), поскольку при этом обязательства авиаперевозчика перед пассажиром не выполняются. В прошлом году предложения по узакониванию овербукинга были отклонены российскими законодателями, как не отвечающие интересам потребителей услуг воздушного транспорта.
В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения.
Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанным в билете.
В соответствии с приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, билет удостоверяет обязательство перевозчика по перевозке пассажира и его багажа в сроки, установленные договором; перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключённого договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Таким образом, руководствуясь указанными нормами права, перевозчик обязан перевезти пассажира в соответствии с указанными в билете сроками.
"Приводят в ужас слова представителей «Победы», находясь при этом у стойки регистрации: «Нас все ненавидят, но с нами летают»", - написала отстранённая от полёта мама ребёнка с ДЦП в обращении в Росавиацию.
Росавиация считает крайне неуклюжими и некрасивыми попытки авиакомпании объяснять произошедшее тем, что пассажир прибыл на регистрацию за 2 минуты до её закрытия.
Федеральное агентство воздушного транспорта рекомендует руководству авиакомпании «Победа» незамедлительно провести внутреннее служебное расследование по факту перепродажи билетов на рейс и привлечь всех причастных к ответственности, вплоть до увольнения. Не дожидаясь реакции правоохранительных органов на этот безобразный случай, авиакомпании необходимо принести пассажирам свои извинения, компенсировать издержки и моральный ущерб в досудебном порядке. Расследование подробностей этого случая продолжается.