Для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) разработан новый двигатель, его называют «изделием 30», опытные образцы построены и проходят испытания. Сейчас ПАК ФА летают на двигателях первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117) - это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.
Первый испытательный полёт с двигателем "изделие 30" Т-50 совершит в четвёртом квартале 2017 года. Поставки истребителя пятого поколения в войска могут начаться после 2018 года, согласно заявлению, сделанному заместителем Министра обороны Юрием Борисовым 2 февраля 2017 года.
«Изделие 30», как подчеркивают в ОДК, это не модернизация, а полностью новый двигатель пятого поколения. К его основным характеристикам можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор и новую систему управления. В нем «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным», – сказал представитель корпорации Антон Чечуков.
Двигатель «изделие 30» позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления. От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная тяга, новая турбина и улучшенные характеристики расхода топлива, а также - полностью цифровая система управления.
Новый двигатель добавит ПАК ФА преимуществ по сравнению с конкурентами. Как пишет журнал "Популярная механика", летом 2016 года на вооружение армии США поставлен F-35 Lightning II. Это самолет охарактеризован как более дешевый и не столь «умелый», как F-22 «Раптор», производство которого была закрыто из-за дороговизны, однако 200 штук все же изготовили и они представляют собой серьезных противников в случае боестолкновений.
Раптор — неформальное название велоцирапторов или дромеозавридов - род хищных двуногих динозавров, которые жили в конце мелового периода 83—70 млн лет назад.
Сравнивая нашу и американскую машины, журнал отмечает, что первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями с суммарной тягой 30 000 кгс, а суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 «Раптора» - порядка 32 000 кгс. Однако тяга перспективных двигателей нашего истребителя - «изделия 30», на лётных образцах достигла 35 000 кгс, причём изготовитель - ОКБ им. Люльки планировал довести её до 36 000 кгс. Очевидно, двигатели с этими или близкими характеристиками и начнут проходить лётные испытания в 2017 году на летающей лаборатории ПАК ФА.
Состоялся первый запуск двигателя-демонстратора «изделие 30»
При этом у них наилучшие характеристики по скорости отклонения вектора тяги по всем ракурсам, что позволяет самолёту «вертеться волчком практически на месте», в то время как у двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла отклоняются лишь по вертикали. Причём со скоростью 20 градусов в секунду, в то время как у ПАК ФА скорость отклонения, по данным «ПМ», составляет 60 град./сек.
«Таким образом, - отмечает журнал, - при максимальной взлётной массе в 37 т, когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22, тяговооружённость сравнится с тяговооружённостью «Раптора», а при средней — превысит её почти на 10%». Что касается нового основного самолёта США, однодвигательного F-35 Lightning II, то при весьма ограниченной манёвренности его тяговооружённость составляет всего около 20 000 кгс.
Источник: