Корабельная версия истребителя МиГ-29 – МиГ-29К – была разработана в 1980-х годах коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна), сейчас это АО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ». Руководил проектом главный конструктор ОКБ Михаил Вальденберг.
Первый полёт МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 года, машину пилотировал лётчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 года выполнил первую посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси» (ныне – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») и первый взлёт с корабельного трамплина.
В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» (производственный комплекс №2 АО «РСК «МиГ»). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х годах на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс №1 АО «РСК «МиГ») в Московской области.
Несмотря на то, что палубный истребитель ОКБ Микояна хорошо известен, мало кто знает, что на самом деле существует шесть модификаций этой боевой машины.
МиГ-29КВП (9-18) Этот вариант стал первым шагом в разработке корабельной версии самолёта. У него появился тормозной гак, а также была усилена конструкция планера и шасси.
МиГ-29К (9-31) Это дальнейшая эволюция изделия 9-18, отличается от него крылом с большим размахом и площадью, и складывающимися консолями. Также он был оснащён системой дозаправки в воздухе. Всего было построено два таких прототипа.
МиГ-29К (9-41) Послужил возрождением проекта для индийского авианосца «Викрамадитья». Основным отличием стало БРЭО, которое было полностью обновлено.
МиГ-29КУБ (9-47) Это двухместный вариант изделия 9-41, который при этом сохранил все боевые возможности.
МиГ-29КР (9-41Р) Серийный одноместный истребитель нового выпуска МиГ-29К для ВМФ России.
МиГ-29КУБР (9-47Р) Серийный двухместный истребитель МиГ-29К нового выпуска для ВМФ России.
Стойки опор шасси палубного МиГ-29К имели большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжались узлами для швартовки и буксировки корабельными средствами. Для размещения в убранном положении в прежних объёмах корпуса стойки основных опор оборудовали механизмами подтяга.
Управляемая стойка передней опоры шасси стала разворачиваться на угол до 90°. На её подкосах установили трёхцветный сигнализатор, огни которого информировали руководителя посадки о положении самолёта на глиссаде и его посадочной скорости.
Все пневматики стали большего давления. Тормозной гак размещался под хвостовой частью фюзеляжа между гондолами двигателей и снабжался системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имелась система подсветки гака.
Ещё одним отличием всех корабельных версий МиГ-29 является отсутствие верхних воздухозаборников, что позволило увеличить объём внутренних топливных баков до 5670 литров.