8 сентября этого года исполнилось 40 лет со дня смерти Павла Андреевича Воронина, генерал-майора инженерно-авиационной службы, генерального директора авиационного производственного объединения «Знамя Труда» (Московский завод № 30), дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Его имя несколько десятилетий было неизвестно широкому кругу общественности. Лишь в 1984 году, когда он ушел от нас навсегда, соотечественники с удивлением и гордостью узнали, что под его руководством в свое время выпускались знаменитые на весь мир легкие фронтовые истребители марки «МиГ».
МиГ-29, опытные экземпляры которого были созданы еще при жизни Павла Андреевича, стал визитной карточкой России, символом качества, надежности и высокой конкурентоспособности отечественных боевых самолетов.
Обычная биография обычного советского человека
П.А.Воронин родился 12 июля 1903 года в Калуге. Вот что о нем вспоминала его дочь Валентина.
- Его отец Андрей Петрович работал стрелочником на железной дороге, а мама Федосья Ивановна — путевым обходчиком. Их домик-будка стоял на железнодорожной ветке, неподалеку от Калуги. Семья у родителей папы была большой. Порой не хватало хлеба, но выручала корова и небольшой огород. Вот почему папа так любил молочные продукты и овощи. Если хотелось есть, говорил он, мы ели квашеную капусту с молоком. Муку для выпечки хлеба покупали в Калуге у одного и того же торговца. За это он сбавлял цену и угощал нас леденцами.
С детства папа любил и ценил русскую природу. Лето было для него настоящим раздольем. Неподалеку от дома была Ока с заливными лугами...
Папа отличался редким трудолюбием, обладал колоссальным упорством, не упрямством, а упорством в труде и учебе. Знаете, как ему далась учеба? В Калуге Павел окончил только три класса церковно-приходской школы, потом работал сцепщиком вагонов на станции.. Затем уехал в Москву, где жила его сестра Елизавета. Остановился у нее и сразу пошел оформляться на работу на завод «Дукс». Устроившись на завод, поступил учиться в фабрично-заводское училище, окончил его. Потом — техникум и машиностроительный институт имени И. И. Лепсе.. В эти годы он познакомился с будущей женой Зинаидой Степановной, с которой счастливо прожил свыше 50 лет.
Затем Воронина назначили начальником цеха завода №1, а в 1938 г он стал директором завода. Инициатором многих хороших дел был П.А.Воронин. В сентябре 1939 года по личному указанию И.В.Сталина и согласованию с Наркоматом авиационной промышленности Павел Андреевич издал приказ об организации особого конструкторского отдела — ОКО «МиГ» под руководством А.И.Микояна и его заместителя М.И.Гуревича. 8 декабря того же года ОКО был утвержден приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Именно тогда зародилась знаменитая на весь мир фирма «МиГ».
Трудные годы войны
В 1940 году Павел Андреевич был назначен заместителем наркома авиационной промышленности СССР. Вот что вспоминала об этом дочь П.А.Воронина Вера Павловна.
- И. Сталин вызвал его к себе.
— Ну, какой из меня заместитель наркома? — попытался отказаться отец. — Я из простой рабочей семьи. Мой отец работал на железной дороге, а когда переехал в Калугу, начал чинить и делать для барышень обувь...
— Значит, сапожник!.. У меня отец тоже был сапожником, это хорошо. Я вам доверяю...
Папа много раз встречался со Сталиным, рассказывал, как они вместе обедали в Кремле во время рабочих встреч. Обязательным блюдом была картошка в мундире, выпивали по рюмочке «Хванчкары». Сталин курил трубку, разговаривал медленно и спокойно. Во всяком случае, я никогда не слышала от отца, что Сталин грубо выражался.
С началом войны именно на плечи Воронина легла задача эвакуации авиационных предприятий на восток страны и налаживание в кратчайшие сроки серийного выпуска самолётов. Он с честью выполнил возложенные на него задачи. В том, что с 1942 по 1945 год на заводе было изготовлено 8652 самолета Ил-2 - самого массового и эффективного штурмовика тех лет, — его большая заслуга, В первые месяцы войны завод также выпускал МиГ-3 — лучший истребитель военного времени. Именно на нем одержал свою первую из 59 побед будущий трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.
Вот что вспоминал ветеран МиГа Виктор Михалев:
- Однажды в 1943 г. Сталин вызвал Воронина. Он приехал. Его пропустили в кабинет, посреди которого стоял огромный стол. В руке генералиссимуса была трубка, большой палец - на чубуке. Он курил и ходил вокруг стола.
- Товарищ Воронин?
-Да.
- Проходите, садитесь.
- Как же так, Иосиф Виссарионович, вы стоите, а я сяду?!
- Ничего, садитесь.
Воронин сел, и Сталин сразу же повел разговор о том, что пора увеличить производство Ил-2 до двадцати самолетов в сутки, тогда как завод и одной машины в день не выпускал.
- Знаю, это сложно, - говорил Сталин. - Поэтому какими-то вопросами займусь сам. Бронь и металлы давать будут. Если случится задержка, звоните. Ставлю прямой телефон... Не сегодня, через два-четыре месяца, но двадцать Илов в сутки вы выпускать должны!
Воронин рассказывал, что они долго вели этот разговор. А под конец беседы Сталин подошел к нему сзади, положил на плечи руки и сказал:
- Так вот, Павел Андреевич, либо через четыре месяца двадцать самолетов в сутки, либо головы на этих плечах не будет...
По-другому во время войны и не разговаривали. Воронин был генерал-майор, он поднялся, козырнул и вышел. Вернувшись на завод, собрал людей и довел до их сведения задачу, поставленную Сталиным. Принялись за организацию производства и вскоре стали выпускать положенное число машин.
За исключительные заслуги при выполнении этой задачи Павел Андреевич награждается вторым орденом Ленина и первой Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.
В феврале 1944 года сын Воронина Юра заболел скарлатиной. Павел Андреевич в это время был в Саратове. Он срочно вылетел в Москву Взлетели нормально.. Прилетели в Москву — снегопад стеной. Сделали один круг, второй. Пилоту с земли скомандовали: «Уходите на запасной аэродром». Но летчик Жуков не послушался, начал делать разворот и зацепил крылом за землю. Самолет упал и раскололся пополам. Воронина и борттехника выбросило на землю. Он сломал несколько ребер, получил легкое сотрясение, но все, слава Богу, обошлось.
После войны Павлу Андреевичу приходилось также попадать в экстремальные ситуации. В годы освобождения Западной Украины его снова вызвал Сталин и приказал провести работу с местными парторганами. Одновременно предупредил, что одеваться там надо как можно проще - для конспирации. Воронин выполнял эту инструкцию - ходил в картузе, сапогах, словом, внешне ничем не отличался от местного населения. Однажды он вышел из обкома, его кто-то громко окликнул:
- Товарищ Воронин!
Но он продолжал спокойно идти. Его снова окликнули. Он не остановился. Тогда его догнал незнакомый человек, который под полой что-то держал, по всей вероятности, обрез.
- Товарищ Воронин!
Павел Андреевич остановился, спокойно посмотрел на незнакомца и сказал:
- Я Сидоров. А если вы ищете Воронина, то ошиблись. Незнакомый человек растерялся. И Воронин спокойным шагом ушел от него.
В мирное время
В 1946 году Павел Андреевич был назначен директором созданного на бывшей территории ГАЗ № 1 авиазавода № 30, получившего впоследствии наименование ММЗ "Знамя труда". Под его руководством завод продолжал выпуск известных на весь мир самолётов микояновской конструкторской школы. Среди них был открывший эру реактивной авиации МиГ-9, а также: первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19, всепогодный МиГ-21 и МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла. Кроме того, на заводе выпускались самолёты КБ Илюшина - Ил-12, Ил-14, Ил-18 (Ил-2 выпускался в предвоенные и военные годы).
Обо всех машинах, которые выпускал завод, Павел Андреевич с гордостью говорил: «Это наши самолеты!». Некоторые из них, как тот же МиГ-29, оказались долгожителями. В арктических широтах до сих пор летает простой в управлении Ил-14. Не сошел с мировых воздушных линий надежный и экономичный пассажирский Ил-18. Уникальный по своим летно-техническим и боевым характеристикам фронтовой истребитель МиГ-21 — один из самых массовых реактивных самолетов в мире. Его выпуском занимался также Горьковский авиазавод. МиГ-21 и сейчас находится на вооружении ВВС многих стран мира. Эти и другие самолеты благословил в полет Павел Андреевич Воронин, они были созданы и запущены в серийное производство под его руководством.
Воронин пользовался огромным, практически непререкаемым, авторитетом у руководителей, инженеров и рабочих завода.
Он отличался большой скромностью и душевностью. По воспоминаниям старых работников, по заводу всегда ходил пешком, со всеми здоровался. Все начальники цехов и отделов имели обычай заходить по утрам в кабинет директора - поздороваться, обсудить рабочие моменты. Когда ему привезли в кабинет ковёр - отдал его в заводской детский сад.
Вот что о Павле Андреевиче Воронине вспоминал академик, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор ОКБ «МиГ» в 1971 - 1997 годах Ростислав Аполлосович Беляков,
- У меня о нем остались самые наилучшие воспоминания. Он пользовался большим авторитетом у заводчан и был прост в общении. Благодаря поддержке министра, помощи города под его руководством освоение новых изделий проходило в самые короткие сроки, при этом трудоемкость изготавливаемых самолетов, по сравнению с такими же машинами других заводов, была самой низкой. В процессе освоения новой техники оперативно внедрялись новые технологии - сварка, композиционные материалы, новые металлы.
С Павлом Андреевичем мы участвовали в работе коллегии МАП, в совещаниях, касающихся разработки истребителя МиГ-29 и его систем вооружения, обсуждали планы завода по серийному выпуску этого самолета. На мой взгляд, наиболее характерными чертами Воронина были ответственность, государственный подход к порученному делу, бескорыстие и самоотверженность.
Павел Воронин скончался 8 сентября 1984 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его могила находится рядом с могилами многих известных советских летчиков, авиаконструкторов и тех, кто принимал непосредственное участие в создании космической техники: трижды Героев Советского Союза Кожедуба и Покрышкина, дважды Героя Советского Союза Супруна, академика Люльки, генерального конструктора авиадвигателей академика Микулина, знаменитого летчика-испытателя Коккинаки, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинских и Государственных премий академика Челомея, летчиков Байдукова, Ляпидевского, Белякова и других.
Каждый год в день кончины Павла Андреевича сюда приходят родные и те, кто многие года работал вместе с ним во славу отечественного авиастроения. К подножию памятника ложатся цветы.
На его родине, в Калуге, установлен бронзовый бюст, его именем названы улица и сквер. Его имя было присвоено Производственному центру РСК «МиГ» - Авиационный завод им. П.А. Воронина в Луховицах, где установлена мемориальная доска в его честь. На доме по Ленинградскому проспекту в Москве, где проживал Воронин, была установлена мемориальная доска.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»