Штурмовик Ил-2, созданный коллективом ОКБ Сергея Ильюшина, занимает особое место в истории авиации. Этот самолёт, наряду с танком Т-34 и пистолетом-пулеметом ППШ, стал олицетворением мощи советского оружия в годы Великой Отечественной войны.
В конструкции Ил-2 Ильюшин воплотил новаторскую идею: броня выполняла не только защитную функцию, но и служила элементом каркаса планера. Это позволило снизить вес машины и значительно повысить её живучесть в бою. Благодаря своей огневой мощи и высокой прочности, Ил-2 стал основной штурмовой ударной силой советских ВВС на линии фронта, он успешно применялся для уничтожения скоплений техники, артиллерийских позиций, складов и железнодорожных узлов противника.
Серийное производство Ил-2 началось в 1940 году в Воронеже. Впоследствии к выпуску подключились заводы в Куйбышеве, Нижнем Тагиле и Ленинграде. Самолёт принимал участие во всех ключевых сражениях Великой Отечественной, включая битву на Курской дуге. Несмотря на то, что Ил-2 уступал истребителям в манёвренности и скорости, опытные пилоты использовали его в воздушных боях. Кроме того, самолёт привлекался к разведывательным операциям и штурмовке вражеских тылов.
Ил-2 стал самым массовым самолётом не только времен Великой Отечественной войны, но и в истории авиации. Если в 1941 году насчитывалось только 159 машин, к окончанию войны было выпущено более 36 тысяч самолётов. Его называли «летающим танком» и «горбатым» (вероятно, за узнаваемый профиль), немцы прозвали его за эффектность ударов «мясник» и «чума» (нем. Schwarzer Tod) из-за эффективности ударов по пехоте. Кто-то из журналистов перевёл название дословно – «чёрная смерть».
Тяжёлая штурмовая машина была одинаково доступна умелому пилотированию как лётчиков-мужчин, так и женщин. На Ил-2 в рядах ВВС Красной армии воевали четыре женщины-лётчицы: Тамара Константинова, Анна Тимофеева-Егорова, Мария Толстова и Лидия Шулайкина. За свои подвиги в небе они были награждены высшими званиями, орденами и медалями за отвагу и преданность Родине.
В 2017 году в Новосибирске восстановленный в СибНИА Ил-2 вновь поднялся в небо, став живым символом героического прошлого. Этот самолёт неоднократно демонстрировался на МАКС и в ходе авиационных праздников в разных городах России.
Технические характеристики Ил-2:
• Экипаж: 1/2 человека
• Длина: 11,6 м
• Размах крыла: 14,6 м
• Масса пустого: 4360 кг
• Максимальная взлетная масса: 6380 кг
• Скорость: до 414 км/ч
• Практический потолок: 5500 м
• Дальность: до 685 км
• Двигатель: АМ-38Ф, 1750 л.с.
• Вооружение: пушечно-пулемётное, бомбовое, реактивные снаряды