Ил-2 стал один из символов оружия Победы, как Т-34, как полуторка, как пистолет-пулемет ППШ. Это был самый массовый боевой самолет в истории мировой авиации: было выпущено 36136 штурмовиков и его модификаций. Кстати, это больше, чем было собрано танков Т-34 – 35 330 (в этой статистике не учитываются, соответственно, модификации Т-34-85).
Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, вложил в самолет новую по тем временам идею – заставил броню не только защищать самолет, но и работать как обычный каркас планера, что позволило снизить вес машины и обеспечить высокую живучесть. Ил-2 стал основной ударной силой ВВС Красной Армии и был особенно успешен штурмуя крупные скопления техники и колонны, позиции артиллерии, склады и железнодорожные узлы.
Опытные летчики успешно использовали Ил-2 в качестве истребителя, хотя и не такого маневренного и быстрого, но вполне эффективного. Привлекались эти самолеты к разведке и штурмовке тыловых объектов противника.
В 1940-м году самолет начали производить серийно в Воронеже, а с 1941 года Ил-2 производили несколько производственных площадок – в Куйбышеве (ныне Самара), в Воронеже (до эвакуации завода), в Нижнем Тагиле и Ленинграде.
Известный факт - Ил-2 стал самым массовым самолетом не только времен ВОВ, но и в истории авиации. Если в начале войны насчитывалось только 159 машин, к окончанию уже было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Его называли «летающим танком» и «горбатым» (вероятно, за узнаваемый профиль), немцы прозвали его за эффектность ударов «мясник» и «чума» (нем. Schwarzer Tod) из-за эффективности ударов по пехоте. Кто-то из журналистов перевёл название дословно – «черная смерть».
Ил-2 принимал участие во всех боевых сражениях времен войны, в том числе и в самой переломной битве на Курской дуге.
Тяжелая штурмовая машина была одинаково доступна умелому пилотированию летчиков-мужчин и летчиков-женщин. Так, на Ил-2 воевали в рядах советской армии четыре женщины-летчицы: Тамара Константинова, Анна Тимофеева-Егорова, Мария Толстова и Лидия Шулайкина. За свои подвиги в небе они были награждены высшими званиями, орденами и медалями за отвагу и преданность Родине.
В 2017 году в Новосибирске в воздух поднялась ожившая легенда – восстановленный руками умельцев из Новосибирска самолет Ил-2. С тех пор он неоднократно демонстрировался в различных авиашоу.
Предоставлено пресс-службой Объединённой авиастроительной корпорации