Крылья Победы: бомбардировщик Ту-2

29 января 1941 года состоялся первый полёт прототипа советского высокоскоростного дневного бомбардировщика Ту-2. Его планировали использовать для нанесения точечных ударов по кораблям в открытом море и по местам их базирования. С началом Второй мировой войны задача поменялась: более целесообразной стала разработка фронтового двухмоторного пикировщика.

Ни один туполевский самолёт, как до, так и после Ту-2, не строился с таким количеством трудностей и высоких затрат физических и нравственных сил. В ЦКБ-29 он значился как «проект Т-103». В сжатые сроки было необходимо создать четырёхмоторный пикирующий бомбардировщик. Однако конструктор выработал и предложил другую концепцию – бомбардировщика с двумя моторами, противопоставив её решению высшего руководства. Эту идею Туполев отстоял и реализовал в дальнейшем, правоту Андрея Николаевича доказала история создания и боевого применения летательного аппарата.

«Мы обязаны спроектировать необычный самолёт. Это должен быть крупный технический скачок. Нужно иметь скорость большую, чем у истребителей, и максимальную бомбовую нагрузку. Чтобы стать массовой, машина должна быть очень простой в производстве и в эксплуатации… В самолёте мы должны сконцентрировать все наши знания, способности и творческую энергию…», – так сформулировал свой взгляд на новый фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 Туполев.

Компоновка Ту-2 — двухмоторный моноплан с четырьмя пулемётами и двумя пушками для стрельбы по целям на земле при пикировании, экипаж — 4 человека. Самолёт развивал скорость до 521 км/ч, в нормальном варианте нагрузки мог нести до 1000 кг бомб, а в случае допустимой перегрузки до 3000 кг. Поручение о его разработке Андрей Николаевич получил, находясь в заключении в Центральном конструкторском бюро ЦКБ-29.

Непростым и тернистым стал весь дальнейший путь самолёта. Тактико-технические требования ВВС на Ту-2 были получены в марте 1940 года, и уже в октябре того же года завершилась постройка первого экземпляра бомбардировщика. Прототип, созданный в условиях ЦКБ, имел блестящие лётно-технические характеристики. Однако в серию машину поставили лишь в 1943 году. Когда «проект Т-103» начали переделывать в серийный вариант – Ту-2, в соответствии с требованием заказчика, ухудшились его лётные характеристики. И всё же, несмотря ни на что, спустя годы его назовут лучшим фронтовым бомбардировщиком того периода.

В работе по «проекту Т-103» Туполев настоял на широком привлечении коллективов ЦАГИ, ЦИАМ, других институтов и КБ.

Фото: © пресс-служба ЦАГИ

Ту-2 стал самым большим самолётом, испытанным в натуральную величину в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ. В установке проводились испытания на спектр обтекания по наклеенным на поверхности модели шелковинкам, которые ориентируются по направлению потока и раскрывают физическую картину течения воздуха.

Другим крупным пластом работ ЦАГИ стали исследования нового летательного аппарата на прочность. В 1941 году в институте проводились статические испытания крыла и расчёты на флаттер. Были выработаны практические рекомендации, повысившие боевые и лётные качества самолёта.

Фото: © пресс-служба ЦАГИ

В дальнейшем Ту-2 неоднократно использовался как летающая лаборатория в различных экспериментах. Он стал первым советским самолётом, на котором установили радиолокатор. На Ту-2 испытывались в полёте первые реактивные двигатели. В числе модификаций – разведчик, дальний бомбардировщик, торпедоносец, ночной перехватчик и др. Серийно он выпускался с 1942 по 1952 годы, за этот период советские заводы поставили более двух с половиной тысяч машин различного назначения.

В 1943 году за разработку одного из лучших фронтовых бомбардировщиков в истории мировой авиации Андрей Николаевич Туполев был удостоен Государственной премии первой степени.

Источники:

  • Пресс-служба ЦАГИ
  • Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1991
  • Бодрихин Н.Г. Туполев. М.: Молодая гвардия, 2011
  • Кербер Л.Л. Ту – человек и самолёт. М.: «Сов. Россия», 1973.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...