Конструктор катапультных кресел Сергей Люшин

Лауреаты Государственных премий 1948 и 1949 годов за создание истребителя МиГ-15, катапультного кресла и гермокабины для него. Сергей Люшин – верхний ряд, первый справа

Сергей Николаевич Люшин родился 23 апреля 1903 г. в Великом Новгороде. В 1925 г. окончил три курса Московского высшего технического училища, с 1922 по 1930 годы активно занимался планеризмом. В этот период им было спроектировано и построено четыре планёра, в том числе один совместно с Сергеем Королёвым, которые участвовали в планерных слётах в 20-30-е годы.

За активную работу в Осоавиахиме как конструктор планёров был награждён двумя грамотами и именными часами. В 1929 году ему присвоено звание пилота-парителя и в этом же году без отрыва от производства он окончил лётную группу Осоавиахима на самолёте У-1.

В авиационной промышленности Сергей Люшин – с марта 1926 г. Работал чертёжником-конструктором на авиазаводе ГАЗ №5. После его реорганизации в завод №22 и переезда в сентябре 1927 г. в Фили продолжал работу конструктором до ноября 1928 года. В дальнейшем был переведён в морской отдел самолётостроения Авиатреста, где работал инженером-конструктором, а затем начальником группы.

В ноябре 1930 г. Сергея Люшина перевели на завод Бюро новых конструкций старшим инженером. С февраля 1932 г. после слияния завода БНК с заводом №39 им. Менжинского работал на последнем в качестве помощника начальника бригады ЦКБ.

В октябре 1933 г. его перевели на завод №133 в ОКБ Д.П. Григоровича, где Люшин работал начальником отдела общих видов. После слияния завода №133 с заводом №1 до июня 1935 г. работал на последнем старшим инженером, в дальнейшем был переведён на завод №28, где занимал должность заместителя начальника бригады до февраля 1936 г., когда был уволен в связи с закрытием завода.

В дальнейшем Сергей Люшин работал в должности старшего инженера в НИИ по обработке лубяных на проектировании «Швинг-турбины» (1936-1937 гг.), на верфи имени Володарского в отделе проектирования секционных судов (1937-1938 гг.), в Главсевморпупи начальником бригады по проектированию арктического глиссера при БРИЗе (1938-1940 гг.).

С марта 1940 г. работал в особом конструкторском отделе (ОКО) главного конструктора А.И. Микояна на заводе №1 им. Авиахима на должности инженера-конструктора. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 и ОКО Сергей Люшин был эвакуирован в Куйбышев.

В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И. Микояном в апреле был переведён на новое предприятие и назначен на ту же должность. С декабря 1945 г. Люшин – начальник сектора аэродинамики. С февраля 1947 г. – заместитель начальника бригады высотного оборудования. Работал ведущим конструктором отдела средств спасения.

Один из высококвалифицированных специалистов в области создания средств аварийного покидания самолёта. Принимал активное участие в разработке катапультных кресел для истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Лауреат Государственной премии 2-й степени (1948 г.). Награждён орденом «Знак Почёта», медалями.

Умер в 1978 году. Похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...