Какие самолёты Ил-96 могут восстановить для перевозки пассажиров

Ил-96-300 RA-96010 «Николай Карпеев». Фото: © Bernhard Ebner / Planespotters.net

Минпромторг России предлагает выделить более 15 млрд рублей на восстановление лётной годности восьми самолётов Ту-204/214, двух Ил-96 и одного Ан-124. Часть средств пойдёт на модернизацию систем и агрегатов Ту-214 с последующим получением одобрения главного изменения к сертификату типа.

Наиболее вероятный ответ на вопрос, что это за самолёты, можно найти на сайте лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.», входящей в структуру ОАК. В разделе «Флот» на вкладке «Для продажи» перечислены один Ан-124-100, два Ил-96-300 и два грузовых Ил-96-400Т, пять Ан-148 и 11 самолётов, названных Ту-204, на самом деле три из них – Ту-214.

В пояснительной записке к проекту постановления Правительства об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса в госкорпорацию Ростех для последующего взноса в уставный капитал ПАО «ОАК», говорится о двух самолётах Ил-96.

Специализированный отраслевой журнал «Взлёт» попробовал разобраться, о каких самолётах может идти речь.

Ил-96-300 CU-T1251 Cubana. Фото: © Didier Goursolas / Jetphotos.com

Всего с 1990 года по настоящее время на авиазаводе в Воронеже было изготовлено и поднято в воздух 25 серийных самолётов Ил-96-300 и четыре грузовых Ил-96-400Т. По официальным данным Росавиации, на февраль 2022 года в эксплуатации в СЛО «Россия» находилось восемь Ил-96-300 в нескольких вариантах исполнения и один Ил-96-400ВПУ.

Кроме того, четыре Ил-96-300 числятся в кубинской авиакомпании Cubana. Из них в прошлом году летало два, к началу 2022 года на рейсах оставался один: последний зафиксированный сервисом flightradar24.com полёт борта CU-T1251 состоялся 1 июля 2021 года, борта CU-T1250 – 28 февраля 2022 года.

Коммерческие пассажирские перевозки на самолётах Ил-96-300 российскими авиакомпаниями продолжались до марта 2014 года, когда «Аэрофлот» вывел из эксплуатации все шесть лайнеров этого типа, полученных им в 1993-1996 годах. Три из них в 2015 году были перебазированы на ВАСО и поставлены там на хранение, при этом один – бывший RA-96007 – в декабре 2018 года переоборудовали в Воронеже в летающую лабораторию для испытаний модернизированного навигационного оборудования, которые он проходит в Жуковском с весны 2019 года. Еще один – бывший RA-96008 – был продан на Кубу и в сентябре 2014 года, получив регистрационный номер CU-T1717, поступил в авиакомпанию Cubana, на рейсах которой летал до мая 2017 года. Борт RA-96010 серьёзно пострадал в результате наземного пожара в Шереметьево в июне 2014 года и был утилизирован, а RA-96005 превратили там в тренажёр для подготовки спасателей и пожарных. Оба лайнера исключены из реестра гражданских воздушных судов в 2015 году.

Таким образом, из шести «аэрофлотовских» Ил-96-300 фактически в реестре гражданских воздушных судов осталось только два: RA-96011 выпуска 1994 года и RA-96015, построенный годом позднее. Они и числятся в списке на сайте ИФК в разделе «для продажи». Но у обоих уже истёк календарный срок службы (25 лет), а выработка назначенного ресурса составляет более 80% по налёту (установлен в 70 тыс. часов) и около 90% по числу посадок (10 тыс.).

Ил-96-300 RA-96013 «Домодедовские авиалинии». Фото: © Дзен-канал «Авиа, Авто, Мото»

Три Ил-96-300 в 1993–1999 годах получили «Домодедовские авиалинии», под флагом которых они летали до 2008 года, а затем находились в «отстойнике» аэропорта Домодедово, придя за десять лет стоянки без соблюдения необходимых мер консервации в весьма печальное состояние. Тем не менее, спустя десяток лет простоя, они поочередно были подготовлены к перебазированию в Жуковский, на базу ПАО «Ил»: борт RA-96009 перелетел туда в декабре 2017 года, RA-96013 – в июне, а RA-96006 в ноябре 2018-го. Цель этого мероприятия так и осталась неизвестной для широкой публики – больше в небо они не поднимались.

Выработка ресурсов у «домодедовских» Ил-96-300 заметно меньше, чем у «аэрофлотовских» машин, но назначенные сроки службы (20 лет) также уже истекли. Теоретически их продление возможно, но восстановление лётной годности этих трёх самолётов для возвращения к пассажирским перевозкам, с учётом особенностей их многолетнего простоя в Домодедово, потребует очень больших затрат, целесообразность которых кажется сомнительной.

Ещё два Ил-96-300 (RA-96014 и RA-96017) были в 2004 году поставлены красноярской «КрасЭйр» и летали на её рейсах до сентября 2008 года, когда компания прекратила свою операционную деятельность. В 2012 году после доработки и перекраски оба были переданы в СЛО «Россия».

Ил-96-300 RA-96017 «Красноярские авиалинии». Фото: © Radek Oneksiak / Jetphotos.com

Теперь о «грузовиках». Из четырёх построенных грузовых Ил-96-400Т три в 2009 году поступили в коммерческую эксплуатацию в авиакомпанию «Полёт», но после остановки её деятельности в мае 2013 года были поставлены на хранение на заводском аэродроме в Воронеже. Четвёртый Ил-96-400Т (RA-96104), построенный в 2011 году и получивший окраску «Полёта», полетать под его флагом не успел и был переоборудован в пассажирский спецвариант Ил-96-400ВПУ, в 2015 году самолёт сдан заказчику. Сходную конверсию прошёл и второй «грузовик» (RA-96102), поставленный в 2016 году Министерству обороны.

Самый первый Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1 – борт RA-96101, переоборудованный в 2008 году из опытного Ил-96Т с двигателями PW-2337 выпуска 1997 года, и третий «грузовик» (RA-96103) до нынешнего года оставались на консервации на аэродроме ВАСО. Последний, правда, в конце 2014-го и начале 2015 года выполнил несколько полётов по прорабатывавшейся тогда, но не получившей развития программе создания самолёта-заправщика Ил-96-400ТЗ. Оба включены в список «для продажи» на сайте ИФК и, скорее всего, именно они и входят в число 11 ранее выпущенных отечественных воздушных судов, которые после восстановления лётной годности предлагается вернуть в эксплуатацию в российские авиакомпании.

Ил-96-400Т RA-96103 "Полёт". Фото © Анатолий Бурцев / Russianplanes.net

В одном из апрельских выпусков «Вести. Воронеж» был показан по крайней мере один из двух этих Ил-96-400Т, лайнер вернулся в цех окончательной сборки, и на нём ведутся работы по возвращению в строй.


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...