20 марта 1973 года завершился масштабный демонстрационный тур самолёта Як-40 по Африке. За два месяца машина посетила 17 стран, преодолев за 149 часов лётного времени 61 070 километров. Экипаж под руководством лётчика Валентина Мухина выполнил 145 взлётов и посадок, включая сложные условия высокогорья, жары и высокой влажности. В 1972 году Як-40 совершил турне по странам Латинской и Северной Америки, а затем, в январе 1973 года, начал африканский тур.
С 1967 по 1976 год Як-40 совершил демонстрационные полёты в 75 странах, включая Европу, Азию, Америку, Африку и Австралию. Самолёт участвовал в 14 международных авиационных выставках, где его пилотажные характеристики и эксплуатационные свойства оценивали специалисты из самых разных стран. Иностранные пилоты, управлявшие Як-40, называли его «летающим вездеходом», подчёркивая его универсальность и надёжность.
Советские СМИ активно освещали зарубежные турне Як-40, акцентируя внимание советских людей на его успехах за рубежом. Везде, где появлялся самолёт, он вызывал огромный интерес у авиационных специалистов. Этот период стал важной вехой в истории советского авиастроения, продемонстрировав миру возможности отечественной техники.
Представляем вашему вниманию две статьи из газет «Московская правда» и «Комсомольская правда» о рекламном турне Як-40 по африканскому континенту. Информация для данного материала предоставлена ТГ-каналом «Заметки авиастроителей».
Як-40: Африканский марафон
Вчера** в 12 часов 15 минут по Московскому времени в международном аэропорту «Шереметьево» приземлился реактивный самолет Як-40, бортовой номер 87597. На земле экипаж готовились встретить цветами, как это обычно водится, когда друзья возвращаются из далеких путешествий. Но в руках «путешественников», спускавшихся через несколько минут по трапу, уже были цветы — алые гвоздики. Ими провожала экипаж Африка…
Як-40, созданный в ОКБ генерального конструктора А. С. Яковлева, завершил свои демонстрационные полёты над Африканским континентом. И карта, которая сейчас перед вами, точный ero маршрут.
Наиболее убедительным комментарием к ней могли бы стать только цифры: 2 месяца в пути, 17 стран, 149 часов лётного времени, 145 взлётов и посадок, 61.070 «воздушных» километров. Но эти внушительные цифры не расскажут ни о пыльных бурях, ни о тропических ливнях, не расскажут они и о дружеских и деловых встречах на Африканском континенте. Поэтому тут же, у трапа, мы спешили взять короткое интервью у экипажа самолёта.
Руководитель полёта Ю.Л. Чикин уже имеет солидный стаж заокеанских полётов на Як-40. Почти год назад вот так же мы встречали его машину из полугодового рекламного рейса по Латинской Америке.
Мы и попросили его сравнить эти два полёта.
— Южная Америка тогда нам преподнесла немало «сюрпризов». Впрочем, к самому главному — полётам в горах, трудным подходам к аэродромам, посадкам на высоте 4000 метров мы были заранее готовы. В Африке этого мы уже не боялись и подавно. Но зато тропическая жара, температура воздуха плюс 47, влажность почти 100 процентов. И, наконец, самое страшное — пыльные бури. В Дакаре при посадке видимость была меньше 500 метров. Из-за этой самой пыльной бури. Но ничего, сели… И «Яшке» нашему хоть бы что. Кстати, за эти два месяца мы не заменили в машине ни одного маленького винтика. А машина самая обычная, серийная.
— Полёт ведь преследовал прежде всего рекламные цели?
— Верно. В каждой стране велись технические и коммерческие переговоры. В Дакаре, например, на пресс-конференции присутствовали не только представители местных авиакомпаний, но и специалисты «Эр Франс», «Люфтганзы», «Пан Ам», «Алиталии». Нашим «Яком» интересуется весь мир.
— Были ли пассажиры на борту?
— У нас, если хотите, есть даже список самых именитых пассажиров. На сей раз выразили желание полетать на Як-40 президент Танзании Джулиус К. Ньерере и президент Замбии Кеннет Дэвид Каунда и многие члены Революционного совета Сомали. Ну, а от местных летчиков вообще не было отбоя.
— Они тоже были пассажирами?
— Ну зачем же. Все они профессиональные пилоты…
— И вы доверили им штурвал? — этот вопрос мы уже задали командиру экипажа, Герою Советского Союза В. Г. Мухину.
— Больше того: африканские лётчики участвовали почти во всех наших полётах. «Як» очень прост в управлении, и специалисту им овладеть совсем несложно. Мы даже обходились без переводчика… Выглядело это все примерно так: я взлетал, набирал высоту, а затем передавал управление африканскому пилоту. Одно их слово после посадки все мы понимали без переводчика: «Фантастика!»
…Позади тысячи километров воздушных трасс. Африканский марафон успешно завершен. Москва тепло встретила участников перелёта. Среди встречавших были представители ОКБ С. А. Яковлев, М. Г. Бендерский и другие создатели Як-40. Теперь всем им предстоит обобщить результаты уникального рейса, который ещё раз доказал, что маленькому легкокрылому «Яку» не страшны самые сложные препятствия ни на земле, ни в воздухе.
Э. Владимиров, В. Соловьёв
«Комсомольская правда», 1973, 23 марта, №69
** В выпуске «Комсомолки» от 23 марта говорится, что самолёт вернулся в Шереметьево «вчера», т.е., 22 марта. Авторы ТГ-канала «Заметки авиастроителей» пояснили сайту «Авиация России», что в архивах «Яковлева» значится дата 20 марта. Возможно, это была последняя точка в Африке, а к 22 марта борт добрался до Шереметьева.

Африканская премьера Як-40
Международный аэропорт «Шереметьево» — гавань могучих лайнеров, способных без посадки перелететь из Москвы в Гавану, Нью-Йорк, Токио. Но 19 января 1973 года внимание находившихся в аэропорту было приковано к реактивному самолету Як-40, созданному в специальном конструкторском бюро генерального конструктора А. С. Яковлева. Машина отправлялась в небывалое путешествие по странам Африки. Её вели командир самолёта В. Г. Мухин, второй пилот Ю. В. Петров, штурман Л. А. Лобанов. Руководил полётом Ю. П. Чикин.
Спустя два месяца Як-40 вернулся на тот же аэродром, оставив за «кормой» более шестидесяти тысяч километров пути.
В редакции побывал командир самолёта Валентин Григорьевич Мухин. Вот что он рассказал о необычном путешествии:
— Нам были хорошо известны пилотажные возможности самолёта. Вот почему, отправляясь в заграничное турне, мы верили, что машина выдержит все испытания, которые ждут её в пути. Так оно и было.
Первая посадка на африканской земле — в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Жители города, члены правительства, представители посольств с интересом рассматривали самолёт. С восхищением наблюдали собравшиеся за «Яком», когда машина с пассажирами на борту, среди которых находился и внук императора Эфиопии, взмыла в небо.
В столице Сомали — Могадишо мы также совершили демонстрационный полёт. О том, как оценили сомалийцы наш Як-40, можно было судить по бурным аплодисментам, которыми они встретили приземлившуюся машину.
В Кении расположен один из богатейших национальных парков Африки — Килагуни. Здесь есть посадочная площадка, на которой могут приземляться только самые маленькие поршневые самолёты. Нам предстояло посадить здесь свою машину.
Снизившись, мы увидели следующую картину: в начале посадочной полосы мирно паслись два слона, а в конце — стадо зебр. Мы решили сделать посадку на поперечной полосе. Но когда вышли на осевую линию, увидели… стадо кабанов и антилоп. Пугливые антилопы «уступили» нам дорогу, а вот кабаны… Всё же мы сели.
Як-40 побывал также в Танзании, Замбии, Бурунди, Камеруне, Экваториальной Гвинее, Нигерии, Сенегале, Мавритании, Марокко… И всюду его встречали с огромным интересом.
В Танжере у нас произошла интересная встреча с экипажем сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд». Французские лётчики охотно приняли наше приглашение. Завязалась оживленная беседа. Наш самолёт произвёл на французов огромное впечатление. «Мы бы хотели увидеть вашу машину на очередном авиасалоне в Париже», — сказали гости, прощаясь.
В Алжире Як-40 был предоставлен работникам нефтяных промыслов, расположенных в Месауд. Когда мы поднялись с ними в воздух, они буквально засыпали нас вопросами. Их интересовало всё: скорость, высота полёта, запас топлива, стоимость билета.
…Два долгих месяца бороздил небо Африки советский реактивный самолёт Як-40. Неприхотливый к посадочным площадкам, способный летать в любую погоду, комфортабельный и стремительный, он завоевал всеобщее признание.
Ф. Кондрашёв
«Московская правда», 1973, 1 апреля, №77