К 110-летию Дмитрия Лещинера – создателя облика самолётов «Ил»

Сергей Ильюшин и Дмитрий Лещинер в кабине самолёта Ил-62 / Фото: © из архива ПАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина»

17 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера, выдающегося конструктора из ОКБ им. Ильюшина. Он принадлежал к плеяде авиаконструкторов, которые служили образцом для современников и преемников. Лещинер обладал редким талантом, целеустремленностью, трудолюбием и скромностью.

Д. Лещинер, 1943 г. / Фото: © из архива ПАО «АК им. Ильюшина»

Дмитрий Лещинер родился 17 апреля 1915 года в Боярке Киевской области. В 1930 году, в 15 лет, он приехал в Москву к брату Якову. Сначала работал по найму, а затем, благодаря самообразованию, устроился учеником в Академию им. Жуковского. Так начался его путь в авиацию.

В 1931 году Лещинер поступил в авиационный техникум при ЦАГИ. Учебу приходилось совмещать с работой. Рано утром он ехал в Москву и работал чертёжником до 16:00. Затем до 22:00 учился, а ночью возвращался в комнату, которую они снимали с братом.

В 1934 году Лещинера направили в Таганрог, в ЦКБ морского самолётостроения. Через год он вернулся в Москву, в одну из конструкторских групп ЦАГИ.

Судьбоносным стало назначение в ОКБ, возглавляемое Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Лещинер вспоминал встречу с Ильюшиным в день трудоустройства как очень волнительную: «29 сентября 1935 года я вошёл в кабинет начальника. Навстречу поднялся мужчина в военной форме. Представился – Сергей Владимирович. Он выслушал мой рассказ и сразу дал указание принять меня на работу».

Ильюшин умел выбирать членов команды. Лещинер быстро проявил себя как талантливый конструктор. Он разрабатывал компоновочные чертежи и проводил центровочные расчёты.

Лещинер участвовал в создании модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, считал работу над Ил-2 самым напряжённым и счастливым периодом. Ильюшин поручил ему решать вопросы по общему виду, компоновке, бронированию и размещению оборудования, а также координировать работу подразделений ОКБ.

Лещинер обладал хорошей памятью, организаторскими качествами и ответственностью. За создание Ил-2 Ильюшин получил звание Героя Социалистического Труда, а конструкторы были награждены орденами и медалями. Лещинер был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1951 году Ильюшин аттестовал Лещинера на должность ведущего конструктора: «За время работы в ОКБ показал себя с положительной стороны. Способный и инициативный конструктор с хорошей теоретической подготовкой и большим опытом. К работе относится добросовестно. Занимаемой должности вполне соответствует».

Лещинер участвовал в десятках проектов самолётов, в том числе Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-40, Ил-62, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и в разработке их спецвариантов.

Работа над Ил-62 стала важной вехой в его биографии. Он занимался компоновкой самолёта, выбором оборудования, участвовал в разработке аэродинамической и весовой компоновки. В период лётных испытаний он дорабатывал самолёт и его системы. За Ил-62 Лещинер получил Ленинскую премию. Это был последний самолёт, над которым он работал вместе с Ильюшиным.

Ильюшин был для Лещинера не только наставником, но и учителем. Лещинер перенял у него дисциплину, самообразование и трудолюбие.

Генрих Новожилов, возглавивший ОКБ после Ильюшина, отмечал работоспособность Лещинера. Дмитрий Владимирович выполнял задания министерства авиационной промышленности с высочайшим профессионализмом и в сжатые сроки. «Я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что нужно подготовить. Он спрашивал только, когда. Я называл срок и не слышал об отказах», – вспоминал Новожилов.

Лещинер руководил бюро эскизного проектирования самолётов. Он лично вникал в каждый вопрос, изучал данные, создавал чертежи компоновок самолётных систем и самолёта в целом. Был вдумчивым, терпеливым, находчивым конструктором и организатором. Он умел сплотить коллектив, был одним из лучших воспитанников школы Ильюшина и внёс огромный вклад в создание самолётов марки «Ил».

Подготовлено по материалам Объединённой авиастроительной корпорации (ссылка)

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...