17 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Дмитрия Владимировича Лещинера, выдающегося конструктора из ОКБ им. Ильюшина. Он принадлежал к плеяде авиаконструкторов, которые служили образцом для современников и преемников. Лещинер обладал редким талантом, целеустремленностью, трудолюбием и скромностью.
Дмитрий Лещинер родился 17 апреля 1915 года в Боярке Киевской области. В 1930 году, в 15 лет, он приехал в Москву к брату Якову. Сначала работал по найму, а затем, благодаря самообразованию, устроился учеником в Академию им. Жуковского. Так начался его путь в авиацию.
В 1931 году Лещинер поступил в авиационный техникум при ЦАГИ. Учебу приходилось совмещать с работой. Рано утром он ехал в Москву и работал чертёжником до 16:00. Затем до 22:00 учился, а ночью возвращался в комнату, которую они снимали с братом.
В 1934 году Лещинера направили в Таганрог, в ЦКБ морского самолётостроения. Через год он вернулся в Москву, в одну из конструкторских групп ЦАГИ.
Судьбоносным стало назначение в ОКБ, возглавляемое Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Лещинер вспоминал встречу с Ильюшиным в день трудоустройства как очень волнительную: «29 сентября 1935 года я вошёл в кабинет начальника. Навстречу поднялся мужчина в военной форме. Представился – Сергей Владимирович. Он выслушал мой рассказ и сразу дал указание принять меня на работу».
Ильюшин умел выбирать членов команды. Лещинер быстро проявил себя как талантливый конструктор. Он разрабатывал компоновочные чертежи и проводил центровочные расчёты.
Лещинер участвовал в создании модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3, считал работу над Ил-2 самым напряжённым и счастливым периодом. Ильюшин поручил ему решать вопросы по общему виду, компоновке, бронированию и размещению оборудования, а также координировать работу подразделений ОКБ.
Лещинер обладал хорошей памятью, организаторскими качествами и ответственностью. За создание Ил-2 Ильюшин получил звание Героя Социалистического Труда, а конструкторы были награждены орденами и медалями. Лещинер был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1951 году Ильюшин аттестовал Лещинера на должность ведущего конструктора: «За время работы в ОКБ показал себя с положительной стороны. Способный и инициативный конструктор с хорошей теоретической подготовкой и большим опытом. К работе относится добросовестно. Занимаемой должности вполне соответствует».
Лещинер участвовал в десятках проектов самолётов, в том числе Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-40, Ил-62, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и в разработке их спецвариантов.
Работа над Ил-62 стала важной вехой в его биографии. Он занимался компоновкой самолёта, выбором оборудования, участвовал в разработке аэродинамической и весовой компоновки. В период лётных испытаний он дорабатывал самолёт и его системы. За Ил-62 Лещинер получил Ленинскую премию. Это был последний самолёт, над которым он работал вместе с Ильюшиным.
Ильюшин был для Лещинера не только наставником, но и учителем. Лещинер перенял у него дисциплину, самообразование и трудолюбие.
Генрих Новожилов, возглавивший ОКБ после Ильюшина, отмечал работоспособность Лещинера. Дмитрий Владимирович выполнял задания министерства авиационной промышленности с высочайшим профессионализмом и в сжатые сроки. «Я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что нужно подготовить. Он спрашивал только, когда. Я называл срок и не слышал об отказах», – вспоминал Новожилов.
Лещинер руководил бюро эскизного проектирования самолётов. Он лично вникал в каждый вопрос, изучал данные, создавал чертежи компоновок самолётных систем и самолёта в целом. Был вдумчивым, терпеливым, находчивым конструктором и организатором. Он умел сплотить коллектив, был одним из лучших воспитанников школы Ильюшина и внёс огромный вклад в создание самолётов марки «Ил».
Подготовлено по материалам Объединённой авиастроительной корпорации (ссылка)