К 90-летию ОКБ Ильюшина
Открытое акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (бывший завод № 240) образовано в 1933 году. Приказом заместителя народного комиссара тяжёлой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности П.И. Баранова на базе завода №39 имени В.Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро опытного самолётостроения лёгких самолётов и войсковых серий. Начальником ЦКБ был назначен Сергей Владимирович Ильюшин.
В 1956 году коллектив ОКБ приступил к разработке четырёхмоторного турбовинтового самолёта Ил-18 – по тем временам вместительного, экономичного и скоростного пассажирского лайнера, соответствующего вызовам своего времени.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. После того, как 26 августа Сергеем Ильюшиным был утверждён эскизный проект Ил-18, в сентябре того же года началась постройка первого опытного самолёта.
Ил-18 получился очень удачным: хорошее отношение полезной нагрузки к взлётной массе, отличные аэродинамические данные, низкий расход топлива, простая и технологичная конструкция. Он стал самым экономичным в своём классе и позволил приблизить стоимость авиабилета к билету железнодорожного транспорта.
В пассажирском салоне был обеспечен высокий комфорт, близкий к сегодняшним требованиям. Отличительной особенностью самолёта является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, что обеспечивало нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полёта.
В интерьерах салонов Ил-18 получил развитие принцип «приятной простоты», впервые реализованный на ранних пассажирских самолётах ОКБ: багажные полки, плафоны освещения, цветовая отделка бортов, оконных панелей, потолка, обивки кресел и штор отличали простота и изящество. Круглые 400-миллиметровые окна у каждого ряда кресел давали много света. На багажных полках монтировались светильник, вентиляционная насадка для обдува пассажира прохладным воздухом, а также кнопка вызова бортпроводника.
На базе самолёта было создано несколько модификаций для перевозки грузов, военных и для научных целей. Во время отдельных полётов в Антарктиду впервые в 1962 году на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запас топлива увеличился с 23 500 до 31 000 л.
В феврале 1981 года Ил-18 совершил перелёт Москва - Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелёт протяжённостью 15 950 км был совершён с двумя промежуточными посадками за 25 лётных часов.
Лайнер оказался востребованным и зарубежными авиакомпаниями. Более ста самолётов Ил-18 было поставлено в 30 с лишним стран.
По материалам ПАО «ОАК»