26 июня 1983 года совершил свой первый полёт топливозаправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина. Поднимал самолёт в воздух экипаж заслуженного лётчика-испытателя СССР, лётчика-испытателя ОКБ Вячеслава Семеновича Белоусова.
В грузовой кабине Ил-78 устанавливались два топливных бака, вмещавших по 14 т авиационного керосина. Топливная система имела межбаковую перекачку топлива, благодаря чему крыльевые и фюзеляжные баки соединялись в единую общую топливную систему самолёта. Такая система позволяла увеличить количество передаваемого топлива заправляемому самолёту.
Для обеспечения заправки в полёте на Ил-78 устанавливались три унифицированных подвесных агрегата заправки – УПАЗ-1: два размещались на пилонах под крылом самолёта, третий – на левом борту хвостовой части фюзеляжа. При наземной заправке боевой техники использовались четыре шланга, входившие в съёмный бортовой комплект самолёта.
Для управления и контроля процесса передачи топлива в кормовой кабине самолёта демонтировалось оборонительное вооружение и оборудовалось рабочее место оператора заправки.
На смену Ил-78 готовится новый топливозаправщик – Ил-78М-90А, созданный на базе военно-транспортного самолёта Ил‑76МД‑90А. На топливозаправщике обновлён пилотажно-навигационный комплекс, реализована «стеклянная кабина», установлена новая, более экономичная силовая установка. В результате Ил‑78М‑90А отличается повышенной дальностью и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.
По материалам ПАО «ОАК»